Вместе с командой проекта «Наши в Америке» мы едем уже в Чикаго, но статьи немного запаздывают по понятным причинам — хочется все посмотреть и пощупать. Сегодня на Onliner.by вышел второй материал в рамках реалити-шоу, он посвящен первой полноценной прогулке по Нью-Йорку, а я продолжаю публиковать в блог заметки и мысли, по разным причинам не подходящие для больших статей. Сегодня впечатления от метрополитенов Нью-Йорка и Вашингтона, ошеломительно не похожих друг на друга, запечатленных на мой смартфон.
В мою обязательную программу пребывания в каком-либо городе входит опытное посещение действующей внеуличной скоростной рельсовой сети — LRT или подземки. Мне нравится разбираться в схемах линий, составлять маршруты и оценивать удобство систем.
Разумеется, будучи в Нью-Йорке, невозможно упустить из виду один из старейших в мире и самый большой по длине путей сабвей. С 1868 года здесь успели построить более четырех с половиной сотен станций и пару десятков линий. Метро Нью-Йорка принято считать эффективным и утилитарным, им пользуется около 5 миллионов человек ежесуточно. Кроме того, здесь действует независимая отдельная система PATH, соединяющая штат Нью-Джерси с Манхэттеном под проливом Гудзона (внешне обе системы очень похожи).
Исторически сложилось, что в Нью-Йорке одно время действовало три метрополитена — два частных и один государственный, потом власти выкупили все системы и начали объединять их в одну. Итогом явилось то, что подземка здесь работает не по линейной, а маршрутной схеме: по одним путям могут ходить поезда разных маршрутов. Самый длинный — А — позволяет проехать с 200-х улиц Манхэттена до полуострова Рокавей — это примерно 50 километров.
В Нью-Йоркском метро расположен и самый большой долгострой: линия под второй авеню в той или иной мере возводится с 1929 (!) года, но обещают, что будет завершена в ближайшее время.
Турист, попадающий в здешнюю подземку, поначалу приходит в оторопь. Нью-Йоркский метрополитен, пожалуй, самый страшный из всех, что я когда-либо видел. Конечно, не блещут оригинальностью сабвеи Берлина и Парижа, но, в отличие от главного города США, в тамошних системах вы не найдете облупившиеся потолки и ржавые металлические сваи, льющуюся воду меж путей, мусор и грязь на платформах.
Поезда в Нью-Йорке ходят относительно медленно из-за небольших расстояний между станциями, все скрипит и стонет под тяжелыми вагонами моделей RS. Если вам придется выехать на мост через Ист-Ривер, то запаситесь терпением и лучше наблюдайте за видами, открывающимися на деловой центр, потому что состав будет преодолевать столетнюю переправу не быстрее 10 км/ч.
Немалая часть сабвея расположена на гремящих эстакадах, в частности маршруты B/Q, по которым я отправился на Брайтон. К слову, один из них local, то есть со всеми остановками, другой express — пропускает по 2-3 за раз. Это возможно благодаря трех- и четырехпутному исполнению линии. Несколько путей бывает даже под землей. Удобно.
Одноразовый билет стоит $2,75, но если купить карточку MetroCard и заряжать ее свежими долларами, проезд обойдется в $2,5.
В Нью-Йорке часто нет лифтов для инвалидов и ослабленных людей. Взбираться по крутым лестницам приходится всем. Наверху:
Поезда удобные, понравились. Информаторы встречаются не везде, часто остановки объявляет задорный голос машиниста.
Что удобно в Нью-Йорке, так это возможность добраться до самых уголков мегаполиса поездами сабвея. Впрочем, на просторах Куинса это возможно не всегда. Благодаря общему центру управления общественным транспортом — MTA — проблема решается единым билетом на автобусы и подземку.
Позже я приехал в Вашингтон и, конечно, тоже пошел изучать метро. О, здесь все иначе! Подземка в столице США оставила самые лучшие впечатления!
Она открыта в 1976 году, насчитывает 91 станцию и 5 линий (6 маршрутов). Здесь — самые глубокие станции в Западном полушарии, в том числе одна, где отсутствуют эскалаторы, но есть скоростные вместительные лифты. Часть станций расположены на земле или на эстакадах.
Оплата проезда — для тех, кто рубит в высшей математике. Автомат выдает стоимость в зависимости от станции назначения и времени суток, но дешевле, чем за $2,10 вариантов нет. Я попросту взял за $14,5 проездной на сутки и поехал исследовать линии.
Зашел на самую старую — красную — на станции Dupont Circle около гостиницы. Эскалатор начинается прямо на улице, медленно спускает вниз. Внизу откровенно темновато, станция напомнила классические глубокие питерские односводы, построенные в глинах:
Применяются стандартные решения по организации прохода над путями и в вестибюль:
В выходные дни поезда ходят невероятно редко. Интервалы от 20 до 22 минут. Поезда шустрые, очень тихие и удобные. Внутри на полу лежит ковролин — первый раз такое встречаю.
А вот станция Arlingron Cemetary синей линии. Наземная:
Приход поезда обозначается мигающими красными фонарями на краю платформы. В другое время они напоминают об опасном сближении с путями:
Но наибольшее восхищение у меня вызвала система пересадок. Я посетил крупный узел Metro Center, где сходится несколько линий. Разные направления расположены друг над другом перпендикулярно, что позволяет с одной стороны легко визуально оценить свое положение в пространстве, а с другой быстро найти нужное направление. Фантастически простое и классное решение:
Из-за небольших размеров округа Колумбия и объединении метрополитеном нескольких городов, пассажиры Вашингтонской подземки могут проехать по территориям трех административных единиц США — собственно D.C., а также штатам Мэриленд и Виргиния. Одна из линий проходит по всем трем. Видимо, это единственный случай в мире, когда возможно подобное, а с учетом особого статуса округа Колумбия, то и подавно.