Полторы недели назад я съездил в Киев с небольшой инспекцией на местах и даже успел опубликовать репортаж-впечатление о «постмайданной» столице Украины. Но это, конечно, еще далеко не все, что я привез вам в качестве гостинцев. У меня запланирован ряд постов из Киева, а начну, пожалуй, с вагона СВ в составе фирменного поезда «Белый аист» сообщением Минск — Киев, которым я добирался туда и обратно. Особенности высшего сервиса БЖД и размышления о соответствии стоимости качеству услуг — в этой заметке.
Поезд 85/86 существует с незапамятных времен, однако его составность, расписание и даже статус неоднократно менялись. Поначалу это был просто «скорый», затем его сделали фирменным. События в Украине заставили управление пассажирскими перевозками перекроить ему расписание, отменив остановку в Нежине, а затем и в Чернигове (в целях безопасности — так я слышал). В итоге «Аист» стал быстрее добираться до Киева, но и стартовать из Минска позже — вместо классических 21:05, уже в 21:55, а обратно и вовсе в 22:27 вместо привычных 19:30 или около того.
Я решил попробовать небывалый комфорт СВ, купив билет в единственный соответствующий вагон за сумасшедшие деньги — 1,77 млн в одну только сторону. Это практически в 2 раза дороже самолета, если брать талон на машину с серебристыми крыльями заранее. Не удивительно, что в вагоне никого не оказалось, и мой лайфхак — брать билеты в последнее купе — в итоге выглядел нелепо. Помимо меня был еще один пассажир, но он вышел в Гомеле. Забегая вперед скажу, что в поезде вообще было крайне мало людей, разве что чуть-чуть больше в плацкартных вагонах.
В общем, я запаковался на свое 19-е место и принялся изучать нутро поезда. Вот так выглядит «номер», в котором пассажир проводит около 10 часов:
Не обольщайтесь: вся еда на столе не входит в стоимость билета. Бесплатно положена лишь пресса, не выдают даже предметы личной гигиены, хотя зубная щетка, например, или тапочки не помешали бы.
Сразу после отправления начальник поезда поздравил пассажиров с наступающим 9 мая, пожелал мирного неба над головой и я собрался убрать звук внутривагонного радио, но оказалось, что полностью отключить его невозможно. Или конкретный глюк системы, или требование безопасности — но вплоть до 23 часов из динамиков попискивал Леонтьев.
Поезд бодро застучал по стыкам, я заказал чай и принялся усиленно наслаждаться поездкой.
Окно в вагоне не открывается, оно завешено плотной шторой и сеточкой для рассеивания солнечного света. Летом должен работать кондиционер, но сейчас и отопление, и охлаждение были выключены — температура в вагоне составляла комфортные +21.
На полу — не без ковра. Как и в проходе:
Я решил поставить на ночь телефон заряжаться, но эмпирическим путем было выяснено, что розетка в купе не работает. Вот тебе и билет за $120.
Конечно, у такого опытного путешественника как я всегда есть переносное зарядное устройство, но разочарования от этого меньше не стало. Зато мне предложили посмотреть телевизор. За деньги!
Я вежливо отказался и отправился фотографировать туалет. Туалет, без сомнения, достойный — ни ноты постороннего запаха, все очень чисто, в мыльницу заправлено мыло, есть даже бумажные полотенца.
После Осипович я собрался спать, так как около 3 ночи намечалось прохождение белорусской границы. Кровать в купе застелена предварительно, надо убрать только покрывало. На белье знак поезда — аист.
Полка широкая, спать можно относительно комфортно, разве что подушка маловата.
К трем ночи я проснулся, предъявил свои документы и содержимое рюкзака и вновь провалился в сон, теперь уже почти до Киева. Где-то за час до прибытия мне доставили сухой завтрак: страшненького вида коробочку с двумя вакуумными упаковками колбасы и ветчины, йогуртом, шоколадом и сухофруктами. Вполне съедобно, но аппетита не было, даже руки дрожали — фотка смазанной вышла:
Украинский погранконтроль и таможенное оформление теперь проходят прямо на платформе вокзала. Сразу после прибытия в вагон заходят представители соответствующих служб и обрабатывают пассажиров. Так как я был один, то управились за 5 минут.
Как потом я выяснил, платформу готовили изначально под российские поезда, но раз ныне Россия вполне себе враг, то «трясут» пассажиров в Конотопе. Выбран тот город, в котором есть возможность одномоментно разместить всех пассажиров поезда в тюрьме — если вдруг они не просто пассажиры, а, например, провокаторы или еще кто. Не знаю, насколько правда, но так мне рассказывал киевлянин, имеющий отношение к Украинским железным дорогам.
В обратной поездке процедура та же: несмотря на то, что отправление поезда назначено на 22:27, в реальности в указанное время только лишь закрывают двери, и начинается проверка документов. В моем случае состав стартанул в 22:52, то есть спустя 25 минут после закрытия дверей.
Уже по прибытию в Минск меня одолели тяжелые думы. На фоне стремительно дешевеющих билетов на самолеты, на фоне ультрадешевых билетов на автобусы перевозчиков типа Ecolines, возникает вопрос: а чем обосновано ценообразование БЖД? Точнее, с ним-то все понятно, но неужели выгоднее возить воздух, нежели бороться за пассажира, сделавшего выбор в пользу альтернативных способов поездки? Ну как можно «впаривать» билет за 1,7 млн, когда самолет стоит 900 тысяч? В чем смысл абсолютно пустого поезда?
На мой взгляд БЖД не хватает маркетинга — не только популяризовать «железку» (ведь у нее есть несомненные преимущества по сравнению с другими видами транспорта), но и делать гибкие тарифы — для начала. Нет ни одной причины ехать в Киев в СВ, вообще.