Я делаю проект «Белорусская глубинка» про места Беларуси, куда не ездят туристы — там им нечего делать. Взяв за основу третий уровень административно-территориального деления (уровень сельсоветов), последовательно описываю все населенные пункты этого уровня и выше. За месяц работы в «глубинку» перекочевала часть архива из блога, отсняты десятки других пунктов, ведется работа и по остальным. Этот проект в какой-то мере благотворительный: все тексты и фотографии распространяются без ограничения, но я буду рад донатам. Вот, и сегодня в блог я принес пост из «Белорусской глубинки» про поселок, который зачах в тени внезапно выросшего промышленного гиганта Светлогорска. Про Паричи.
Паричи несмотря на свою микроскопичность и значительную удаленность от центра страны, на слуху у многих. За счет своего расположения: традиционно в поселке останавливаются автобусы и маршрутные такси, следующие по трассе на юг – в Речицу, Мозырь или еще дальше. Паричи никогда не были большим населенным пунктом, но здесь функционировала огромная автостанция, обслуживавшая транзитный транспорт. Сейчас она не работает, закрыто и построенное взамен небольшое здание, однако транзитные автобусы по-прежнему останавливаются. Например, нелегальные маршрутки именно в Паричах производят сбор за оплату проезда.
Существующий трафик перехватывает кафе “Париж”, построенное местным предпринимателем. Здесь можно выпить дурной кофе и сходить в туалет. Предприниматель, к слову, долго вынашивал планы по покупке пустующего здания автостанции, но что-то там не срослось.
Вокруг кафе он наводит какую-то такую вот красоту, чтобы радовать глаз проезжающих мимо:
Маленькая автокасса, построенная взамен большой станции. Не работает.
Удивительно, но и в большую местные власти успели влить денег, пока не осознали, что в ней больше нет никакой потребности. Само по себе строение выглядит досмотренным, а платформы замощены относительно свежей плиткой.
Говорят, один из самых страшных туалетов в обитаемой части Вселенной… Но я не проверял.
Честно говоря, жалко смотреть на умершие автовокзалы по стране, однако это неизбежный процесс, сопутствующий усыханию общественного автобусного транспорта. Уменьшение населения в регионах, увеличение числа личных машин и, конечно, конкуренция со стороны частных перевозчиков, относящих заезд на автостанцию к неэффективным затратам.
Этот кадр сделан с задника автостанции: я смотрю на выезд из Паричей в сторону Бобруйска. Впечатлительные люди должны были уже заметить побеленные стволы сосен.
Кадр наоборот – внутрь поселка:
Центральная улица Паричей четырежды (!) меняет свое название в границах поселка. Начинается как Бобруйская, продолжается Летухина и Майской, а заканчивается Маяковского. Хотя поселок небольшой по населению, но значительно вытянут вдоль Березины.
Да, мало того, что Паричи невелики (к слову, не достают даже до “нормы” ПГТ), перспективы у населенного пункта довольно скромные. Понятно, на перспективы в значительной мере влияет мощный промышленный центр Светлогорск, выросший, к слову, из такого же малюсенького местечка – из Шатилок. У Шатилок был серьезный козырь – железная дорога.
Брошенный дом:
Кадр назад чисто для любования соснами, признаком начинающегося Полесья с его особыми почвами и климатом.
Контора деревообрабатывающего предприятия:
Несмотря на скромные размеры, поселок может похвастаться довольно развитой каменной застройкой. Помимо линии домов вдоль центральной улицы, есть квартал и в глубь – в сторону Березины.
Домов выше трех этажей не попалось, все очень приземленно. Так и не понял – новостройка или глубокий капитальный ремонт. За ремонт аргумент в виде архаичной архитектуры, за новодел залитый бетоном двор. Сейчас крайне модная тема.
Улица Шкловского строго перпендикулярна Бобруйской. Если по ней пройти до конца, а потом еще буераками, то будет река.
Сейчас все покажу, но сначала школа, потому что она в самом центре.
На противоположной стороне улицы, то есть не на той, где река, преобладает усадебная застройка.
Консервный завод:
Вот теперь вглубь квартала.
Детско-юношеская школа “Олимп”:
Магазин!
А вот это центр творчества детей и молодежи, при котором работает музей черепах. Я считаю, это какое-то космически прекрасное сочетание: музей черепах в Паричах. Помню музей компьютеров в агрогородке Урицкое, тоже чудно.
Окрашенная силикатка:
Поселок чем дальше от центра, тем больше теряет свой лоск.
Застройка улицы Фроленкова в глубине квартала:
Жутковатая заброшка магазина. Вероятно, магазина непродовольственных товаров.
На удивление в поселке сохранилась пара зданий дореволюционной постройки. Они расположены дальше при движении в сторону Светлогорска в районе Майской площади и одноименной улицы. Например, вот, постоялый двор, то бишь хостел имперских времен:
Но я сунулся в тот угол поселка не ради них даже, а для пары снимков речного парома. Все еще центральная улица Паричей, но уже под названием Маяковского:
По моим ощущениям паричский паром наиболее известен среди белорусов, хотя является далеко не единственным действующим паромом страны. Это составная часть трассы Р90 Паричи – Красный Берег.
Да, мост здесь был, но деревянный и разрушен в войну. С тех пор не восстанавливался и не планируется, так как движение совсем слабое – на зимний период паром останавливается, но это мало влияет на жизнь поселка. Ближайший мост не очень далеко, в Чирковичах.
Проезд на пароме бесплатный, о чем свидетельствует даже отдельная информационная табличка. Паромщики до ее появления могли и стрясти пару копеек 😉 Бесплатный, потому что трасса Р90 тоже бесплатная – таков закон.
Паром тросовый, то есть без буксира. Обычная лебедка. Увы, стоял в момент приезда на другом берегу.