Почему белорусы идут в «Светофор», а не в обычный продмаг — да потому, что не видят разницы

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

На выходных мне нужно было съездить на Ждановичи, и я заодно заглянул на продуктовый рынок, чтобы оценить процесс его дальнейшей деградации. Удивительное место! Цены выше Комаровки, выбор скудный, половина прилавков пустует, но это все не повод что-то менять. В крытый рынок очень удачно вписался российский дискаунтер «Светофор» — теперь именно он является центральной точкой притяжения. Народу там тьма, все копошатся в поддонах, выискивают чего по-вкуснее и формируют длиннющие очереди в кассы. «Светофор» подобрал ключик к сердцам белорусов при помощи действительно низких цен, однако прочие торговые сети считают действия российских коллег недобросовестными. Они соорудили целое письмо к регулятору, в котором изложили свою точку зрения: мол, не соблюдается ассортиментный перечень, на полках полно просрочки, а помещения не отвечают нормам белорусского законодательства. Я не оправдываю нарушения, если они есть — должно быть наказание и устранение проблем, но и реакция белорусских сетей тоже довольно странная. С чего вдруг этот стремный магазин с непонятными продуктами конкурент? Бороться надо за своего покупателя. Когда среднестатистический покупатель не видит разницы, он, конечно, выберет там, где ниже цена. Вот это на самом деле тревожный звоночек — что разницы-то зачастую не видно!

Абсолютное большинство белорусских сетей не имеют четкого позиционирования на рынке. Вот взять, например, «Соседи» — бренд, который вроде про магазины шаговой доступности у дома. Но под вывеской «Соседи» работают какие угодно магазины, даже гипермаркет в ТЦ All. И чем они отличаются от «Виталюра»? А от Bigzz? От «Гиппо»? «Алми»?

Более того, в рамках одной сети с одним брендом могут работать абсолютно разные по качеству магазины. Не только по наполнению и дополнительным услугам, но и всем остальным параметрам. Тут впереди всех «Евроопт», умудряющийся быть одновременно замечательным и никакущим в зависимости от конкретной точки, причем их же центральный магазин в «Галерее» очевидно хуже, например, чем гипер в «Е-сити» на Маяковского. При этом гипер на Монтажников хуже этих двух, а гипер в Лошице просто никакой.

Понятно, всегда будут люди, которых интересует только и исключительно цена. При любой возможности они будут экономить, ездить через весь город за продуктами и покупать то, что другие может и не купили бы. Этим людям не нужно ничего, кроме цены. И на Ждановичи, на Лебяжий они ездили всегда, потому что в контейнерах на мелкооптовом рынке десятилетия до появления «Светофора» были самые низкие цены в городе. В этом плане ничего не изменилось.

Страдать от агрессивного захода на рынок российской сети будут те сети, бизнес-модель которых строится вокруг экономных покупателей (например, «Рублевский»). Остальные же могут чувствовать конкурентное давление от «Светофора» только потому, что их модель предполагает гонку за кошельком любой толщины. Но разве это в принципе возможно? И разве можно быть одинаково хорошим для всех? Очевидно, нет. Но при этом одинаково плохим — запросто.

Покупатель, который думает не только о цене, выбирает место совершения покупок по нескольким характеристикам — уверен, эти истины маркетологи сетевиков знают куда лучше и глубже меня. Ассортимент, удобная парковка, наличие хлебопекарного цеха, сопутствующие услуги в одном здании с магазином, качество овощей и фруктов, охлажденного мяса и птицы, ожидаемые очереди в кассы — характеристик десятки. Я могу специально подъехать пару лишних остановок от моего дома в «Виталюр» в Лебяжьем, потому что там отличный магазин — в нем приятно находиться. И, конечно, я готов заплатить за упаковку гречки на 20 копеек больше, если при этом мне гарантируют чистую корзину на входе (никто не гарантирует).

Конечно, экономическая ситуация в стране такова, что фактор цены мотивирует большую группу белорусов, но равно можно утверждать, что появление «Светофора» неподалеку от меня никак не сказалось на длине очередей в кассах «Виталюра». Другое дело, осознает ли это управляющий магазина, ведь рано или поздно каждый человек задумывается: если не видно разницы (в очередях), то почему бы не купить (ящик водки на свадьбу) там, где такие же очереди, но тупо дешевле?

Такие дела, ребята.

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

5
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Sergey Vereshnya
Участник
Sergey Vereshnya

Имеено так и происходит постепенно.
Вот открылась Копилка на Логойском выезде. Вроде как дискаунтер, но не грязно, очередей особо нет. И вот закупившись там один раз перед НГ и сравнив чек с Е-Доставкой я уже иногда заезжаю капитально закупиться в этот магазин.
Да, там не оказалось печенья для Тирамису, кофе без кофеина. Но там хорошие базовые фрукты, выбор мяса от мираторга, и главное намного дешевле. Есть продукты за 4,5р в Доставке, которые а Копилке на РУБЛЬ дешевле.

Хотя общий чек выходит даже больше, чем обычно было а Е-доставке за счет покупки лишнего. Например, там дешевое импортное пиво, которое по 5р в обычном магазине я не беру, а в этом по 4 беру. Хотя мог бы и не брать, если бы его не было. Вот и выходит чек больше, чем если бы я закупался в Гиппо или Короне.

Dzmitry Prakopchyk
Участник
Dzmitry Prakopchyk

Копилка вполне неплоха, соглашусь, по пиву в точку)

Victor Sheryshev
Участник
Victor Sheryshev

Эти сети привыкли действовать такими методами лоббируя свои интересы через власть. Сначала так сожрали ларьки, потом магазины шаговой доступности, дальше рынки поставили на колени. Ясен пень такой конкурент им не нужен. Лично я за конкуренцию. Если «Светофор» вызывает такую попоболь, то это очень очень хорошо :)

Андрей Ахрем
Участник
Андрей Ахрем

Спорно насчет Еврооптов: я бы как раз сказал, что в Галерее лучший, лучший именно в нюансах: чистые корзины, приятные кассиры и т.д. Да и на Монтажников уже давно весьма приличный магазин, а не тот унылый дискаунтер, который был раньше.

Andrey Levch
Участник
Andrey Levch

Как по мне так цены уже везде почти сравнялись. А качество обслуживания так же везде упало. Магазины шаговой доступности по факту превратились в пивные ларьки с закусью. Поэтому хожу туда где есть нужная еда — овощи-фрукты, мясо-курица боль-мень приличные, хлеб сыр сметана посвежее. Обидно то что зачастую чтобы приобрести вот такой скромный набор еды нужно обойти 2-3 магазина. Потому что в каком-нибудь условном гиппо нет курей, никаких, не завезли, про говядину уже вообще молчу. В евроопте пососедству нету сыра и т.д. И вроде вокруг изобилие магазинов и торговых сетей, а купить толком и нечего. Вот это возмущает до грубины души.