Очень распространенное мнение: строительство жилья из сборного железобетона — устаревшая технология, причем технология преимущественно советская. Продукт гонки за удешевлением в стремлении как можно быстрее обеспечить собственными метрами миллионы граждан. В этом мнении есть и правда, и выдумка: на самом деле СССР технологию производства многоэтажек из сборного железобетона освоил значительно позже стран Западной Европы и США (разница примерно 35 лет), но действительно, советские инженеры довели идею до совершенства в своем понимании — практически повсеместно отказались от каркаса и перешли на несущие стены и типизировали квартиры до ограниченного ассортимента по всей территории страны. Жители Бреста и Камчатки живут по сути в одинаковых домах! Тем не менее, сборные дома имеют ряд неоспоримых преимуществ, они могут быть очень разнообразными, комфортными, энергоэффективными, оставаясь при этом дешевле монолита и кирпича. Технология не только не устарела, но широко используется и сейчас, причем в самых благополучных странах, например, Швеции. Я специально съездил в Мальме посмотреть на современный спальный район, построенный из панелей. И он очень крутой.
Вестра Хамнен (Западная Гавань) теперь наиболее престижный район города. У него хорошее расположение неподалеку от центра, гуманная расстановка и этажность зданий, есть свой пляж, бордвок, парк, школа и детские сады. Для тех, кто всерьез озабочен вопросами экологии, Вестра Хамнен порадует высочайшей энергоэффективностью — это первый в Швеции жилой массив, имеющий нулевой углеродный след.
Именно в Вестра Хамнен построен высочайший небоскреб Скандинавии Turning Torso по проекту прославленного испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Не самая удачная его работа, но в 2005-м году должна была восхищать:
С остальной частью города район связан маршрутами двусочлененных 24-метровых электробусов Van Hool Exqui.City, которые неуловимо что-то напоминают 😂
Площадка будущего района, как это водится, имела в прошлом промышленный характер. Здесь располагалась грузовая гавань, судостроительная верфь, после сборочный цех Saab. Для перестройки ее под новые задачи пришлось повозиться с осушением моря и выровнять береговую линию. После на участок зашли застройщики, причем некоторые еще достраивают свои дома, хотя в целом массив выглядит завершенным.
Разные подходы и идеи реализованы девелоперами в рамках доведенных до них норм по этажности и разнообразию фасадов. Мне как выросшему в Минске человеку хотелось бы больше созвучности, но в Европе модно делать иначе:
Этот жилой комплекс даже получил пару профильных премий:
Встречается отделка клинкером, фибробетоном, даже сталью. Есть дома без отделки, с вертикальным озеленением, с навесным алюминиевым профилем:
Сетка прикрывает паркинг и является опорой для вьющихся растений (но те почему-то не выросли):
А здесь на фасаде стационарные клумбы для неприхотливых растений. Видел такое в Дании:
Голый бетон — кайф:
Впрочем, и что-то более традиционное тоже кайф:
Район мог бы быть просто еще одним районом в Скандинавии, но я хотел показать его именно из-за технологии строительства. Почти все, что вы видите в кадре, является продукцией сборного железобетона. Достаточно зайти в арку и поднять голову наверх, чтобы увидеть лего-конструктор:
А если найти дом на стадии строительства, то предстанет еще более красноречивая квартира. Вот она благополучная Швеция, а от крупнопанельного жилья не отказывается — строит его в самом престижном районе Мальме:
Потому что если отбросить предрассудки, конструирование стены в заводских условиях, а не непосредственно на стройплощадке (скажем, каменщиком, который делает кладку или бетонщиком, отливающим ее в оснастке), всегда будет иметь более строгие стандарты и контроль. Современные многослойные панели эффективны в деле сохранения тепла, очень долговечны и слабо восприимчивы к усадкам в отличие от керамзита, трескающегося при малейших вертикальных подвижках.
Ну а разнообразие внешнего вида и планировок никак не зависит от материала наружных стен. Каркасная основа и навесные фасады решают.
Так-то!