Газгольдер переделать в концертный зал, вокруг построить дома с фасадами из клинкера и кортеновской стали — новый суперрайон Йортаген в Стокгольме

Газгольдер переделать в концертный зал, вокруг построить дома с фасадами из клинкера и кортеновской стали — новый суперрайон Йортаген в Стокгольме
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Успех проекта Хаммарбю Шостед (о нем я уже рассказывал в блоге) подтолкнул власти Стокгольма к ревитализации сложной, но перспективной площадки бывшего газового завода в Королевском порту. На протяжении 120 лет это предприятие снабжало город голубым топливом, вырабатывая его сначала из угля, а затем легких бензинов, но в 2011-м окончательно закрыто в связи с переходом шведской столицы на смесь природного и биогазов. Заводской комплекс при этом получил высший охранный статус за свои исключительные эстетические качества и подлежал сохранению. В то же время перед проектировщиками нового района Йортаген стояли еще более сложные задачи помимо перерождения предприятия во что-то новое: нужно было очистить чрезвычайно загрязненную территорию, а также сделать жилой массив энергетически «зеленым». В итоге они пошли даже немного дальше и построили несколько «плюсовых» домов, вырабатывающих энергии больше, чем им нужно.

Район находится в шаговой доступности от конечной станции «Ропстен» красной ветки метро на одноименном полуострове. Станция открыта еще в 1967-м году, она является надземной и входит в состав транспортно-пересадочного узла, состоящего также из трамвайной и автобусной остановок. От площади просматривается территория газового завода и Йортагена:

Старая и новая часть района разделены улицей районного значения Gasverksvägen (можно перевести примерно как Газофабричная), что хорошо видно с высоты:

А на старом аэрофотоснимке видно, что современные жилые дома посажены в то место, где складировался уголь. Строителям пришлось снимать глубокий слой земли и перевозить сюда чистую почву.

С земли:

Сохраненные корпуса предприятия в основном выполнены из красного кирпича. Приспособлены они теперь по-разному: где-то ресторан, где-то скалодром, где-то выставочная галерея. В одно из зданий заехала общеобразовательная школа, а крупнейший из двух газгольдеров перестраивается в концертный зал.

Газгольдеры — это емкости для накопления и хранения продукта производства газового завода. Городская система неравномерно потребляет топливо, что зависит от времени суток, дня недели и поры года, а вот производство поточное — нужны «аккумуляторы»:

Разобранная бочка:

Перехожу в жилую зону через улицу:

В освоении Королевского порта принимает участие 60 (!) девелоперов. Суммарно они возводят 12 тысяч квартир и простимулируют появление 35 тысяч рабочих мест в Йортагене. Основным условием для застройщиков было выполнение строгих экологических норм, даже более строгих, чем в целом в Стокгольме. В основном это касалось вопросов электрогенерации и энергосбережения, но проявилось и в разных других аспектах.

Например, в районе создано высокое биоразнообразие растительного мира, чему способствовал опыт специалистов ботанического сада. Красиво:

Или вот какая-то хитрая дренажная система, фильтрующая дождевую воду и распредяющая ее по газонам:

Да, газоны есть даже на крышах:

В Йоргатене распространены фасады, помогающие вьюнам опутывать их своими тентаклями:

Но вообще с фасадами все сильно сложнее. Перед группой архитекторов стояла задача сделать их максимально разнообразными — в итоге в районе практически не повторяются дизайнерские решения. Не могу сказать, что мне такое нравится, но если учесть относительно выдержанную этажность и гуманные размеры жилищ, мозг воспринимает нормально.

Так называемые «плюсовые» дома, в летнее время года генерирующие большие энергии, чем им нужно. Излишки продаются в городскую сеть, а зимой покупаются.

Распространенные в Финляндии и Швеции входные группы, отделанные вагонкой:

Оглушительно дорогая кортеновская сталь во всю высоту дома:

Во дворах в основном «зоны тишины», лишь кое-где сделаны лавочки под навесами для общения жителей. Немного малых архитектурных форм, много зелени.

Людей живет еще немного:

Сомнительно… Но окей:

Внешний край района выходит к искусственному каналу, созданному когда-то для подвоза барж с углем. Тут сдержанный скандинавский стиль, который имеет специальный термин «лагом». Буквально — ничего лишнего:

Разумеется, это «ничего лишнего» стоит серьезных денег, потому что все продумано, красиво, гуманно, функционально.

Несмотря на то, что Йортаген мало похож на белорусские районы, все-таки он концептуально ближе к Depo, чем к чему-либо еще. Внедрение в уже сложившуюся территорию, небольшая этажность, дорогие, но не яркие материалы, такой состоявшийся успех без кича.

Обалденный район.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎