Успех проекта Хаммарбю Шостед (о нем я уже рассказывал в блоге) подтолкнул власти Стокгольма к ревитализации сложной, но перспективной площадки бывшего газового завода в Королевском порту. На протяжении 120 лет это предприятие снабжало город голубым топливом, вырабатывая его сначала из угля, а затем легких бензинов, но в 2011-м окончательно закрыто в связи с переходом шведской столицы на смесь природного и биогазов. Заводской комплекс при этом получил высший охранный статус за свои исключительные эстетические качества и подлежал сохранению. В то же время перед проектировщиками нового района Йортаген стояли еще более сложные задачи помимо перерождения предприятия во что-то новое: нужно было очистить чрезвычайно загрязненную территорию, а также сделать жилой массив энергетически «зеленым». В итоге они пошли даже немного дальше и построили несколько «плюсовых» домов, вырабатывающих энергии больше, чем им нужно.
Район находится в шаговой доступности от конечной станции «Ропстен» красной ветки метро на одноименном полуострове. Станция открыта еще в 1967-м году, она является надземной и входит в состав транспортно-пересадочного узла, состоящего также из трамвайной и автобусной остановок. От площади просматривается территория газового завода и Йортагена:
Старая и новая часть района разделены улицей районного значения Gasverksvägen (можно перевести примерно как Газофабричная), что хорошо видно с высоты:
А на старом аэрофотоснимке видно, что современные жилые дома посажены в то место, где складировался уголь. Строителям пришлось снимать глубокий слой земли и перевозить сюда чистую почву.
С земли:
Сохраненные корпуса предприятия в основном выполнены из красного кирпича. Приспособлены они теперь по-разному: где-то ресторан, где-то скалодром, где-то выставочная галерея. В одно из зданий заехала общеобразовательная школа, а крупнейший из двух газгольдеров перестраивается в концертный зал.
Газгольдеры — это емкости для накопления и хранения продукта производства газового завода. Городская система неравномерно потребляет топливо, что зависит от времени суток, дня недели и поры года, а вот производство поточное — нужны «аккумуляторы»:
Разобранная бочка:
Перехожу в жилую зону через улицу:
В освоении Королевского порта принимает участие 60 (!) девелоперов. Суммарно они возводят 12 тысяч квартир и простимулируют появление 35 тысяч рабочих мест в Йортагене. Основным условием для застройщиков было выполнение строгих экологических норм, даже более строгих, чем в целом в Стокгольме. В основном это касалось вопросов электрогенерации и энергосбережения, но проявилось и в разных других аспектах.
Например, в районе создано высокое биоразнообразие растительного мира, чему способствовал опыт специалистов ботанического сада. Красиво:
Или вот какая-то хитрая дренажная система, фильтрующая дождевую воду и распредяющая ее по газонам:
Да, газоны есть даже на крышах:
В Йоргатене распространены фасады, помогающие вьюнам опутывать их своими тентаклями:
Но вообще с фасадами все сильно сложнее. Перед группой архитекторов стояла задача сделать их максимально разнообразными — в итоге в районе практически не повторяются дизайнерские решения. Не могу сказать, что мне такое нравится, но если учесть относительно выдержанную этажность и гуманные размеры жилищ, мозг воспринимает нормально.
Так называемые «плюсовые» дома, в летнее время года генерирующие большие энергии, чем им нужно. Излишки продаются в городскую сеть, а зимой покупаются.
Распространенные в Финляндии и Швеции входные группы, отделанные вагонкой:
Оглушительно дорогая кортеновская сталь во всю высоту дома:
Во дворах в основном «зоны тишины», лишь кое-где сделаны лавочки под навесами для общения жителей. Немного малых архитектурных форм, много зелени.
Людей живет еще немного:
Сомнительно… Но окей:
Внешний край района выходит к искусственному каналу, созданному когда-то для подвоза барж с углем. Тут сдержанный скандинавский стиль, который имеет специальный термин «лагом». Буквально — ничего лишнего:
Разумеется, это «ничего лишнего» стоит серьезных денег, потому что все продумано, красиво, гуманно, функционально.
Несмотря на то, что Йортаген мало похож на белорусские районы, все-таки он концептуально ближе к Depo, чем к чему-либо еще. Внедрение в уже сложившуюся территорию, небольшая этажность, дорогие, но не яркие материалы, такой состоявшийся успех без кича.
Обалденный район.