Любите путешествия по железной дороге — подарите себе путешествие по Швейцарии. Я говорю как опытный путешественник: не видел более красивой и комфортной страны и с точки зрения природы, и с точки зрения железнодорожной инфраструктуры. Все в Швейцарии хорошо, кроме цен. Пусть это не самая-самая дорогая страна из тех, где я был (по ощущениям гран-при у Норвегии), но очень-очень дорогая. Несколько лет назад мне повезло всласть по ней покататься в компании друзей, а этим летом конфедерация стала транзитным пунктом между Лихтенштейном и Люксембургом в массивном трипе по карликовым государствам Европы. Я ждал свой поезд на Цюрих в альпийском городке Букс и поизучал цены на билеты, чтобы напугать белорусских читателей. Держитесь в креслах.
Букс очень обычный швейцарский город, ни отнять, ни прибавить. Их таких в горной части страны целая россыпь, так что еще попробуй отличи один от одного. В Буксе хорошо встречать вековой юбилей или переехать за спокойствием, умиротворенностью и «медленной жизнью». В городе ничего не происходит уже 1300 лет и так будет до скончания веков.
В центре можно ездить не более 20 километров в час:
А перекрестки улиц, по которым нельзя ездить более 20 километров в час, залиты желтой краской, чтобы не дай бог никто не остановился и не сделал пробку. Можно ли организовать пробку в городе, где проезжает три машины в день, не уточняется:
Желтый автобус раздает бесплатный беспарольный вай-фай:
Мусорный бак с надписью типа «Ваши подарки наполняют нас» на немецком языке и локальном диалекте. Чтобы понимать, насколько в этой стране нет никаких проблем, почитайте с переводчиком статью в местной газете о презентации 20 мусорок с поговорками. Выступала музыкальная группа, местный чиновник толкал речь, поэтесса собирала фольклор, дизайн дизайнил шрифт… Эх, нам бы их заботы :)
Главный ритейл-сетевик страны Coop (хороший):
Еще раз улица из конца в конец:
У меня еще было время свернуть в «частный сектор», который ожидаемо оказался идеальным швейцарским частным сектором:
Парковка:
Дом-старичок:
И еще немного красоты:
Прямо у вокзала несколько многоквартиников, то есть что-то типа спального райончика:
По центральноевропейской традиции автобусный и железнодорожный вокзалы объединены в транспортный хаб. В Буксе это еще и конечная остановка городского маршрута из соседнего Лихтенштейна, который лежит буквально за мостом через речку. Идеальная бетонная поверхность, модернистские навесы из монолита, а вместе с тем еще и голый бетон для диспетчерской рядом. Господи, как же хорошо:
Станция немаленькая, хотя букский узел не слишком важный. Отсюда уходят пассажирские и грузовые составы в Австрию через упомянутый уже Лихтенштейн, однако соседняя станция Сарганс куда напряженнее.
Такой родной уже нам «Штадлер» в окраске местного перевозчика SOB (Südostbahn, юго-восточная дорога):
Отсюда мне нужно было добраться до Базеля, поэтому я подошел к автомату по продаже билетов и, еле сдерживая слезы, выбрал пункт назначения. Автомат сказал следующее: есть быстрый вариант за 75 франков, а есть с двумя пересадками за 60… За 200 километров пути! С пересадками оказалось даже интереснее, так как появилось окно пробежаться по центру Цюриха, где я не был очень давно.
С точки зрения путешественника по Швейцарии я сделал самую невыгодную, даже жестоко глупую покупку — взял талон с открытым временем отправления со временем действия до 5 утра следующего дня, но с возможностью неограниченное число раз пересаживаться из точка А в точку Б по выбранному маршруту. Я мог бы капельку сэкономить, купи его через интернет заранее, но маршрут поездки был крайне сложен, логистика могла в нескольких местах посыпаться, так что я решил не рисковать и точно покупать на станции в день приезда.
В любом случае путешествовать по Швейцарии на поездах очень дорого. Отличный способ сэкономить — купить проездной для иностранца сроком действия в несколько дней. Семь лет назад я покупал такой за 500 франков на 8 суток, он свою цену начинает оправдывать уже на третий-четвертый день поездки (это цена для проездного с включением туристических дорог, есть дешевле только для дорог общего пользования). Для местных свои скидки: учащимся, пенсионерам, инвалидам или просто месячные/годовые проездные, проездные выходного дня, проездные выбранного региона и так далее. Они еще дешевле, но купить их нельзя гражданину другой страны.
Что же получается без проездного как в моем случае, когда Швейцария для меня была лишь транзитной точкой на несколько часов?
Сайт Schweizerische Bundesbahnen (федеральных швейцарских железных дорог) делает больно! Вот мой маршрут Букс — Базель на сегодня:
Цюрих — Базель, полпути моего маршрута, примерно сотня километров и час с хвостиком в дороге. Цена ух!
А если через всю страну, скажем, Женева — Кур? 😂
А если типа Берн — Берлин?!
А овернайт со спальным местом до Гамбурга? 😲 От 270 франков/долларов (система на сайте SBB подглючивает, лень разбираться и искать там картинку для скриншота). Сразу скажу, поездом «Дойче Бан» дешевле, но вдруг вам нужен именно SBB:
Короче, соберетесь в Швейцарию, покупайте проездные! А если как я чисто для транзита, то копите денежки.