В моем персональном представлении почему-то именно Цюрих кажется сердцем старой Европы, ее самым дорогим, пафосным, богатым городом. На самом деле это чисто эмоции. По всем признакам «столица» Европы Лондон, один из двух так называемых городов «альфа++» в классификации университета Лафборо (таких в мире всего два и в одном я не единожды бывал — это Нью-Йорк), а экономически наиболее успешная страна Люксембург. Тем менее, Цюрих тоже «глобальный город», то есть экономический центр, оказывающий влияние на всю планету. В поездке по карликовым государствам у меня получилось сжать и без того сжатый график и выцедить два часа времени на прогулку по центру швейцарского миллионника. До перехода к посту хочу сразу обратить внимание на цветовую гамму зданий Цюриха. Города, в котором не было продано ни одного литра розовой или персиковой краски… Волшебство.
Цюрих является одним из крупнейших пассажирских железнодорожных узлов в Европе и, понятно, в Швейцарии. Я железкой и приехал (в Швейцарии вообще очень сложно передвигаться другим общественным транспортом, его почти нет):
На соседнем пути иконический локомотив модели Re 420. Идеальный дизайн, чистый электропанк! Производился до 1985-го года и до сих пор является наиболее распространенным тяговым агрегатом в Швейцарии, в том числе в грузовых перевозках:
Цюрихский вокзал оказался огромным сараем с почти пустым вестибюлем. Похоже, идет какая-то реконструкция узла, так что все убрано:
Вышел я на улицу где пришлось и оказалось, что пришлось прямо к краеведческому музею цюрихщины. Выглядит как замок зажиточного феодала эпохи первичного накопления землевладений:
А это как раз вокзал с внешней стороны:
У меня был запас времени на прогулку по историческому ядру Цюриха вдоль берегов реки Лиммат, на которой он и стоит. Несмотря на то, что исток Лиммата не так и далеко от кантонального центра, река в границах города уже довольно широка и живописна:
Цюрихский кантональный исполнительный комитет в доме, построенном по проекту Ганса Каспара Эшера, сделавшего значительный вклад в формирование лица центральной части города преимущественно в XIX веке:
Трамваи, везде трамваи! Швейцарцы обладают широчайшим опытом в деле электрификации общественного городского и междугороднего транспорта. Вся сеть железных дорог работает на электротяге — вся! В крупных городах повсеместно трамваи, троллейбусы, а в отдельных туристических зонах в принципе запрещены двигатели внутреннего сгорания (например, Церматт).
Вдалеке виднеется башня Предигекирхе, одной из главных церквей Цюриха. Как раз башня самая молодая, ей всего 120 лет, а вот храм, пусть и множество раз перестроенный, насчитывает уже 700 (!) лет истории.
Вступил в старый город. Вывеска парикмахерской Марины Тощук вашему вниманию :)
Хиршенплац, одна из туристических точек старого города, называемого здесь район Нидердорф:
Приятное, даже искусное нагромождение объемов старой застройки. Сдержанные цвета, стильные строгие маркизы на окнах, магазинчик кондомов на первом этаже — скромное обаяние традиционной Швейцарии:
Однажды я навсегда уеду в Швейцарию просто ходить и фотографировать фасады домов и никогда уже не буду онлайн…
Вышел к Мюнстерскому мосту, чтобы запечатлеть на свой Redmi Note 11 Pro+ классический открыточный вид Цюриха:
И снова трамвайчики:
Впереди у меня вторая «главная» церковь — Фраумюнстер. Она важна для нас потому, что витражи в ней спроектированы уроженцем поселка городского типа Лиозно Марком Шагалом:
В то же время позади остался Гроссмюнстер, наиболее массивный и даже грозный храм Цюриха:
Бирюзовые воды Лиммата:
Горисполком:
Еще старая застройка, включая площадь Мюнстерхоф:
Отпущенное время на прогулку подходило к концу. Я направился обратно к вокзалу улицами роскошного Цюриха и был таков.