Путешествие мечты по невероятным железным дорогам Швейцарии. План, стоимость, логистика и первый день от Тирано до Санкт-Морица

bere2

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Я сделал то, о чем мечтал столько лет: съездил в Швейцарию и исследовал ее невероятные железные дороги, бывшие 100 лет назад чудом инженерной мысли, и остающиеся до сих пор самыми впечатляющими в мире. Эта поездка вообще была самой-самой — ее этапы прошли по самой высокой станции в Европе, самому длинному тоннелю, самой долгой зубчатой и самой крутой дороге в мире. За день мы могли сменить несколько пор года — от жаркого лета до студеной зимы, увидеть фантастической красоты и размаха виадуки и перевалы, сменить 10 поездов и побывать в нескольких кантонах страны. Это было пока лучшее путешествие в моей жизни, и я очень хочу о нем рассказать — с ценами, лайфхаками, маршрутами и точками интереса. Отчеты разбиты по каждому из дней, проведенных в Швейцарии, и вы приглашены прочесть впечатления от путешествия мечты. Поехали!

Проехать по самым интересным железным дорогам Швейцарии я захотел еще лет 10 назад, когда плотно увлекался ферроэквинологией, объехал кучу магистралей в странах бывшего СССР и регулярно вел отчеты о своих путешествиях. Но, разумеется, финансовой возможности осуществить планы не было — и без того дорогая Швейцария оставалась недоступной из-за своей удаленности.

В прошлом году, вспомнив о своей юношеской страсти к путешествиям по железкам, я, будучи главным редактором Onliner.by, попросил своего коллегу, известного в Сети как darriuss написать для сайта статью о самых впечатляющих железных дорогах Швейцарии. Статья имела ожидаемый успех, а нас с Юрием подтолкнула, наконец, совершить путешествие: в один из осенних дней после работы мы пили пиво и составляли предварительный план — что хотим посмотреть и когда выезжать. Решили в конце июня, в самые длинные и теплые дни — вместе с нами в дорогу засобирались и другие ребята (забегая вперед скажу, что на максимуме мы передвигались по Швейцарии ввосьмером).

Еще до конца осени были куплены билеты на самолет Вильнюс — Милан — Вильнюс (уложились в 90 евро), а позже забронированы отели и апартаменты на всех этапах пути. Весной мы приобрели проездные швейцарской железной дороги, так называемые Swiss pass, позволяющие пользоваться каким угодно коммунальным транспортом в пределах страны в течение 8 дней. Этот документ обошелся в 400 евро, его покупка крайне желательна, позволяет сэкономить кучу денег и открывает большие возможности по планированию путешествия. Благодаря Swiss pass мы передвигались на всех видах транспорта — в том числе городском и водном, а на туристические железные дороги, не входящие в систему государственного транспорта, получали скидки 50%.

В итоге наш маршрут, если наложить его на карту страны, выглядел так:

travel

В первый день мы от поехали из Милана в Тирано, а оттуда на Bernina Express по дороге, внесенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО, добрались до Санкт-Морица. Из этого поселка на 8-часовом Glacier Express переехали в Церматт. В третий день поднялись по Горнергратбан на одноименную гору, но не успели побывать на самой высокой в Европе транспортной системе — канатной дороге до отметки 3800 метров. Днем спустя уехали по сложному маршруту Церматт — Висп — Шпиц — по Тунскому озеру в Интерлакен — Лаутербрюннен — Кляйне Шайдегг (и здесь обломались с отсутствием билетов на Юнгфрау) — Гринденвальд — Интерлакен — Люцерн. Из-за облома днем спустя пришлось вернуться на Юнгфрау, а еще через день побывать на Пилатусбан, запланированный чуть ранее. Наконец, в последний день мы поехали в Милан по озеру до Флуелена и затем строго на юг с остановкой в Лугано — до северной столицы Италии.

На каждый день путешествия я буду давать карту с отметкой преодоленного расстояния.

Красным отмечен маршрут в описываемый день путешествия. Зеленым - полная поездка. Нажмите для увеличения

Красным отмечен маршрут в описываемый день путешествия. Зеленым — полная поездка.
Нажмите для увеличения

Швейцария — крайне дорогая страна. Ночевка в Санкт-Морице, этой деревне миллиардеров, обошлась нам в 250 евро на четверых (хостел), две ночи в Церматте в 450 евро, двое суток в квартире в Люцерне в 330, две ночевки в Милане (гостиница и хостел) — 300. На питание и докупание билетов на частные железные дороги ушло еще 100 евро/ежедневно с каждого, итого примерная стоимость поездки вышла на уровень в 1500-1700 в зависимости от аппетитов конкретного участника.

В общем, в означенный срок мы переехали из Минска в Вильнюс и улетели в Милан, в котором провели полдня. Милан не оставил никаких особенных впечатлений, город как город, таких тысячи — с красотами в ограниченных местах и тьмой бомжей. На следующий день рано утром взяли такси, приехали на центральный вокзал, купили билеты и погрузились в экспресс до Тирано. Буквально через полчаса после отбытия из Милана начались предгорья Альп, красивые озера и завораживающие виды. Еще через полчаса к нам прицепился контролер, справедливо отметивший необходимость валидировать купленные билеты. Сначала он выставил штраф в 216 евро на четверых, но потом согласился продать билеты с комиссией, поэтому пришлось доплатить на всю компанию 64 евро.

IMG_20150621_065017

Не суть. Уже в 9 утра мы прибыли в Тирано, крайнюю станцию итальянских железных дорог на границе со Швейцарией. Именно отсюда уходят поезда на Санкт-Мориц и другие города соседней страны. Здесь начинается знаменитая магистраль Bernina Express, часть т.н. Раетанской дороги, внесенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Дорогу вносить было за что: это третья самая высокая по среднему показателю магистраль в Европе и на ней расположен самый высокий железнодорожный перевал в Старом Свете. Благодаря своим живописным видам на долины и ущелья кантона Граубюнден — однозначный must see для всех, кто вдохновлен железной дорогой.

В Тирано расположено два вокзала в непосредственной близости друг от друга. На первый мы приехали электричкой из Милана, на второй перешли, пересаживаясь в поезд Bernina. Билеты на него приобретаются отдельно, но со скидкой 50%, если в кармане лежит Swiss Pass. Стоимость проезда около 15 евро.

IMG_20150621_095443

Поезд Bernina представляет собой 5-6 вагонов с огромными панорамными окнами. Впереди состава прицеплена пара обычных региональных вагонов, в них можно попасть по билету на электричку.

IMG_20150621_105354

IMG_20150621_105636

IMG_20150621_110005

В пути до Санкт-Морица пассажиры проводят около 3 часов. Сразу после станции поезд идет по рельсам прямо по городской улице. Выглядит космически:

bere01

А самый сок поджидает путешественников буквально через три остановки. Это виадук Брузио, как змея закручивающийся в собственный же хвост. Брузио был построен не для туристов, а по необходимости — Бернина является самым высоким в Европе железнодорожным коридором без зубчатой передачи, высота подъема в нем не превышает 7 градусов. Отсюда и необычное техническое решение.

bere2

IMG_20150621_111956

IMG_20150621_112152

IMG_20150621_112302

Поскрипывая, поезд взбирается на спираль, останавливается, чтобы дать отфотографироваться многочисленным туристам, и продолжает свой путь дальше. Высота растет очень быстро, горы нависают все круче, ручьи все бурнее. Через полчаса появляются первые шапки снега — пока вдалеке на каменных склонах, но затем все ближе.

776px-Bernina_diagram.svg

Сочетание швейцарской природы и железной дороги — лучшее, что создано Космосом, я гарантирую это. Время от времени попадаются крупные и мелкие озера, поезд стоит на станциях или пропускает встречные на разъездах. Есть время повертеть головой и поснимать от души.

IMG_20150621_113044

На 1100 метрах начинаются тоннели, деревни мельчают, но становятся еще живописнее, коровки звенят колокольчиками на шее, на душе радостно и хорошо. Бернина экспресс все ближе к одноименному перевалу, расположенному на высоте 2253 метров. На такой высоте уже чувствуется легкая нехватка кислорода, а ведь впереди у нас были планы подняться до 3800!

IMG_20150621_122116

IMG_20150621_124228

Перевал встречает нас голыми скалами, снегом и ослепительной голубизны озером.

bere4

bere5

На улице около нуля, растет только лишайник и редкие цветы.

IMG_20150621_124824

После перевала поезд снижается незначительно. Проезжая мимо небольшой гряды Дьяволецца, он уходит вниз всего до 1770 метров, на которых расположена главная база магистрали — городок Санкт-Мориц. Именно в нем нам предстояла первая ночевка и отправление далее по маршруту — по дороге Альбула длительностью 8 часов. Рассказ о ней — уже завтра!

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • victogan

    Великолепно. А скорости на этих «серпантинах» как?

    • Денис Блищ

      Максимум километров 50

  • Дмитрий Гаврилов

    Хороший репортаж. Люблю Швейцарию — безумно красивая страна. Один минус- ебически дороговата, правда и зряплаты у них немаленькие.

  • EA_BY

    Даже такой опытный железнодорожник как Блищ попался в сети ЖД Италии с этой валидацией билетов, как и я месяц назад. Они там недостаточно информируют как это делать и стригут купоны. Дурацкая система, однако

  • упыывы

    эти твари с онлайнера сделали смс-валидацию, представляете?

  • Yury Kisliak

    >>Еще через полчаса к нам прицепился контролер, справедливо
    >>отметивший необходимость валидировать купленные билеты

    О как, я привык уже валидировать. Но пару раз в спешке забывал. И ничего, контроллер поворчит, достанет ручку и сам напишет на билете :)

  • В принципе, не так уж и дорого для такой классной и необычной поездки. Некоторые отдают похожие деньги, чтобы тупо две недели лежать у бассейна «всё включено»…