Это последний пост из серии, описывающей наше путешествие по Швейцарии в июне этого года. Шестой день изначально отводился под долгий сон до позднего утра и неспешный отъезд в Милан, откуда мы должны были улететь в Вильнюс, но события дней предыдущих внесли коррективы, и нам вновь пришлось пожертвовать отдыхом. Мы совершили последний рывок — съездили на самую крутую железную дорогу в мире под названием Pilatusbahn. О ней и о возвращении в Милан, о смене поездов и кораблей в завершающей заметке. Спасибо, кто был достаточно усидчив, чтобы прочесть все.
Поездка: Швейцария. Самые красивые железные дороги | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Санкт-Мориц. Первый этап пути | Читать!
◉ 02 | Санкт-Мориц. Хостел за $250 | Читать!
◉ 03 | Церматт. Glacier Express | Читать!
◉ 04 | Церматт. Железная дорога Горнерграт | Читать!
◉ 05 | Юнгфрау. Тунское озеро, Шпиц, водопад Шерлока Холмса | Читать!
◉ 06 | Юнгфрау. Самая высогорная железнодорожная станция Европы | Читать!
◉ 07 | Люцерн. Наиболее крутая железная дорога страны Пилатусбан ← сейчас открыто
Напомню, в последние дни нашей базой стала кантональная столица Люцерн. От нее до Альпахштадта, откуда начинается Пилатус, всего ничего — примерно 15 минут на пригородном поезде. Мы загрузились в него еще до 8 утра и поехали на север, в очередной раз удивляясь филигранной логистике Швейцарии. В этой стране можно построить какой угодно маршрут из любой точки в любую точку и почти никогда не придется сидеть в ожидании транспорта более получаса. Так было и в нашем случае: на официальном сайте Pilatusbahn рекомендовано садиться на поезд в 7:40, а уже в 8:12 начнется подъем — опоздание исключено. Фантастика!
Быстро купили билеты и заняли свои места. В гору ползет два вагончика, нам достался первый — самый первый в этом рабочем дне. Однако и он пользуется спросом: свободных мест почти не имелось: немного туристов, немного альпинистов, работники железки и гостиниц наверху.
Пилатус построена еще в 1889-м году и с тех пор удерживает звание самой крутой железной дороги в мире: на одном участке уклон достигает 48°, а средний угол подъема равен 35°. При этом используется особая ширина колеи 800 мм, двойной горизонтальный зубчатый рельс и постоянный ток в сети 1,55 кВ. Рельсы не крепятся на балласт, а удерживаются на горных породах особыми «металлическими галстуками» (если я правильно понял статьи в интернете), стрелки реализованы в виде поворачивающихся на 180° блоков… Мало для впечатлений?
Окей, тогда так. Pilatusbahn — это самый длинный на моей памяти фуникулер в мире. Его протяженность составляет 4,6 км, а перепад высот 1629 метров: конечная точка расположена на отметке 2073 м. Примечательный факт: со времен постройки на линии вообще не менялись зубчатые рельсы, проводился только текущий ремонт, а запас их прочности составляет еще 100 лет службы.
Ну что ж, стартуем! Вагончик трогается немного дергано и с монотонным воем начинает взбираться наверх. Сначала ничего необычного — круто, но всякое видали. В какой-то момент дорога так резко взбирается вверх, что издалека создается ощущение будто она вовсе вертикальная! Классно смотреть назад — Люцернское озеро быстро «забирает» всю панораму, а полукантон Обвальден предстает почти полностью перед глазами путешествующих.
На линии есть всего одна промежуточная станция, где выходят альпинисты (мы потом увидим их во время спуска на оглушающей высоты скалах) и осуществляется разъезд со служебным поездом белого цвета. После станции поезд выходит из умеренного климатического пояса и переходит в горный, где остаются только травы и скалы. Именно здесь делаются самые головокружительные фотографии Pilatusbahn, когда вагончик словно висит над пропастью. Надо сказать, это не обман зрения — в некоторых местах рельсы проходят от обрыва буквально в нескольких сантиметрах.
Подъем длится около часа. Средняя скорость передвижения здесь 10 км/ч, поэтому времени насладиться видами предостаточно. Наверху сделана большая станция с мощным путевым развитием, двухэтажное здание с музеем и магазинами, а также смотровая площадка, откуда открывается вид на Люцернское озеро, залившее впадины меж острых пик этой южной части Альп. Словами описать сложно, это просто прекрасно.
Мы пробыли наверху менее часа, быстро повторили путь обратно до столицы кантона и пересели на лопастной корабль 1928 года постройки, который провел нас кривыми фарватерами озера до городка Флуелен. Отсюда — поезд в Лугано, столицу единственного италоязычного кантона Швейцарии. Дорога оказалась крайне живописной, но ровно до тоннеля, отделяющего кантоны — сразу после началась типичная Италия с соответствующей запущенности видами, горы стали снижаться, температура расти.
В Лугано мы провели пару часов, прожарившись под жарким субтропическим солнцем, и уехали в Милан, а затем и Бергамо. Вновь всего несколько часов на сон, самолет в Вильнюс и поезд домой.
Швейцария все. Это было волшебно.