Почему умирают минские маршрутки

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Знаете, по скольким направлениям работают маршрутки в Минске? Всего их осталось 37! Было — в несколько раз больше. Помните времена, когда на маршрутке можно было добраться в любой конец города? Увы, на многих улицах, даже центральных, их не осталось вовсе, и тенденция — к дальнейшему сокращению сети. Тому несколько причин, как внешних, так и чисто внутренних. Похоже, в среднесрочной перспективе их вообще может не остаться в Минске, при условии, конечно, что коммунальный перевозчик найдет средства на поддержание автопарка и объема выполняемых услуг. Тут, как говорится, могут быть вопросы.

Так почему же вымирают маршрутки?

Вообще считается, что коммерческие микроавтобусы на городских перевозках сигнализируют о проблемах с организацией традиционного общественного транспорта. Поэтому было бы логично предположить, что качество услуг «Минсктранса» растет. В какой-то мере это так. В середине 2000-х годов городской бюджет влил внушительные суммы в обновление парка коммунального перевозчика, расправившись с морально устаревшей техникой, повысив объемы перевозок и добившись хорошей точности выполнения расписания. Это подкосило маршрутчиков, начавших оптимизировать сеть и избавляться от малорентабельных или нерентабельных направлений. Проходившие один за одним кризисы в экономике только ускоряли этот процесс.

С другой стороны, городские власти всегда контролировали тарифообразование на коммерческие перевозки. В особо тяжелые годы это снижало рентабельность перевозок до нуля, что заставляло владельцев микроавтобусов искать пути экономии и отказываться от обновления подвижного состава.

Наконец, исполком научился контролировать выполнение расписания маршрутчиками, заставив их ездить не по факту спроса на услугу, а по строго по индивидуальным маршрутным карточкам, что привело к снижению наполняемости салона и, соответственно, в очередной раз ударило по рентабельности перевозок. И хотя водители находят возможности обходить расписание, в целом вынуждены его придерживаться.

Отсутствие достаточных средств для обновления и пополнения парка привело к тому, что один маршрут может обслуживать сразу несколько перевозчиков. Это приводит к внутренней конкуренции между водителями, борьбе за пассажира на ключевых остановках и даже конфликтах между ними.

Впрочем, даже при всем при этом маршрутчики остаются на плаву. В городе действует три десятка направлений, интересных коммерческим перевозчикам. Часть из них, к слову, обслуживается, что называется, по государственному заказу — те, на которых работали желтые «Мерседесы» бывшего «Миндавга». «Мерсы» пришлось списать за выслугой лет, а закупать новый подвижной состав «Минсктранс» не стал, но и отказаться от маршрутов не смог.

Однако не только внешние причины влияют на востребованность услуг маршрутчиков. На мой взгляд, немалый вклад в отказ от поездок вносят сами перевозчики и особенно их водители.

На коротких маршрутах, если есть альтернатива, я скорее воспользуюсь коммунальным транспортом или Uber.

Во-первых, в микроавтобусах зачастую ужасная планировка салона. Сиденья расставлены по принципу «чтобы больше поместилось» и это сказывается на месте для ног. Для меня, как вы можете понять, фактор важный.

Во-вторых, как это ни странно, в маршрутках большую часть года душно, особенно если салон заполнен пассажирами. Летом само собой, но душно и зимой, так как среди водителей попадается дофига любителей протопить машину от души, чтобы работать в рубашке. Пассажиры, как не сложно догадаться, в рубашках зимой не ездят. Окна не открываются, кому-то «дует», в общем — часто просто душно.

В-третьих, музыка и переговоры по рации. Среди маршрутчиков много любителей специфической «лагерной лирики» и банальной попсы, и водителей просто не волнует, что это говно может быть не интересно их клиентам. Клиенты? Не клиенты, а паксы! Другая болезнь — бесконечные неинформативные разговоры по рации, развлекающие шоферов во время долгой трудовой смены. Без комментариев.

В-четвертых, маршрутчики могут «забивать» на свои рейсы, особенно поздним вечером, если пассажиров мало. Не раз сталкивался с тем, что микроавтобус просто не приезжает, хотя должен еще ходить полчаса-час.

В-пятых, манера езды. Водители коммерческих автобусов вообще все как один «короли маневров», но кроме того тормозят и разгоняются словно в салоне не люди, а дрова. Ну да, паксы.

В-шестых, они часто пролетают мимо «малоперспективных» с их точки зрения остановок во втором-третьем ряду, хотя там может стоять потенциальный клиент и махать руками.

Мало?

На мой взгляд достаточно, чтобы задумываться о самоограничении использования маршруток. Практика показывает, что я пользуюсь ими в основном только на безальтернативных и длинных дистанциях. Так-то.

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

31
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Michel Chamnet
Гость
Michel Chamnet

Умирающие маршрутки это замечательно! Особенно когда по цене минские товарищи просят больше их московских коллег и при этом жалуются на нерентабельность.

victogan
Гость
victogan

Чего не скажешь о межгороде. Даже Барановичи-Минск они уже заполонили. Похоже их на межгород и пригород их всех и вытесняют. Работают они типа «под заказ» минуя услуги автовокзалов итд. При этом официальные перевозки стремительно сокращаются…

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

Ну так это отлично я считаю. Гонять поезда по маршруту Куйкавичи- Минск строго убыточно , а тут и убытки сократят и частники заработают.

Nikolay Karelin
Гость

На длинном маршруте — упаси господи! На микроавтобусе с их дивной манерой вождения укачает так, что будет неодолимое желание блевануть на водителя. Поэтому уж лучше найти гор. транспорт (если не на такси или своем).

nevr
Гость

53 маршрут, Зеленый луг — Малиновка. Полчаса на маршрутке, час на троллейбусе. Маршрут 1183, Ждановичи (через Камгорку) — Могилевская, аналогично, только прямого троллейбуса еще и нет. 46 маршрут, Зеленый луг — Лошица (через пл. Мясникова) — безпересадочных альтернатив нет. И с большей частью других — то же самое. Маршрутки — это способ быстро и дешево проехать через треть, половину, весь город.

designer fake
Гость
designer fake

Имхо полчаса времени не стоит такого стресса.

nevr
Гость

А в чем стресс? Маршрутка комфортней троллейбуса. Ну и полчаса времени в месяц может и не стоит. Пару часов времени в день (мне по работе много по городу ездить нужно) — пожалуй, стоили б. Хотя, конечно, сложно судить, бо, повторюсь, для меня это вообще не стресс.

Eduard Kravchenko
Гость
Eduard Kravchenko

Разговоры по рации очень раздражают. Нахрена всему салону знать, что какой-то там Петька специально задержался на светофоре на одну минуту, чтобы больше пипла себе собрать у следом идущего водятла и как его наказать.

«я пользуюсь ими в основном только на безальтернативных и длинных дистанциях»
Ну да, с Экспобела на Запад или с Запада в Серебрянку на маршрутке быстрее и даже дешевле. Но кишки вытресет изрядно.

nevr
Гость

постоянно езжу. никогда не вытрясает.

Eduard Kravchenko
Гость
Eduard Kravchenko

Наверное на них действительно нужно постоянно ездить, чтобы привыкнуть. Мне же от их манеры вождения блевать охота.

nevr
Гость

ну меня вообще практически никогда не укачивает ) ну, только если в салоне всяким дерьмом пахнет, тут да. но такое скорей в убитых такси бывает, а не в маршрутках.

Владимир Фишман
Участник
Владимир Фишман

У вас какие-то фобии, я смотрю в окно и всё, что там говорит или играет — не вспомню через минуту.

Ivan Karaitchev
Гость

Денис, судя по маршруткам на Орловской, до их кончины очень далеко. И в час пик всем плевать на удобство сидений, а с шансоном и рациями многие борются с помощью наушников. И это я еще не Серебрянке живу.

Mr. PanterIk [Дима]
Гость
Mr. PanterIk [Дима]

что к слову в салоне «запрещено» (бумажек на стенах висит море, от того кто кому что обязан, до «кричащей морды лица водителя» — «в салоне не шуметь, п…»))), и мобильные, и наушники, и прочие «радости цивилизации», ну кроме водителя, ему там всё можно))

Сергей Сахацкий
Гость
Сергей Сахацкий

Маршрутки эмигрировали в междугородние пассажироперевозки, что есть хорошо

stepan minsk
Гость
stepan minsk

На длинных маршрутах по Минску маршруткам нет альтернативы, особенно в утренние часы.

Леонид Элькин
Гость
Леонид Элькин

Во многом не согласен с автором.
Во-первых, факт сокращения количества маршрутов не говорит о том, что маршрутки вымирают. Да, направлений стало меньше, зато машин на каждом маршруте стало больше и ими удобно пользоваться. Раньше можно было стоять на остановке и гадать, как долго придется ждать маршрутки. Теперь, например, у наиболее часто используемого мной маршрута 1212 интервал движения составляет 5-7 минут.
Денис прав в том, что бывают неудобные места. Но сейчас на минских маршрутах, по крайней мере, почти нет газелей. Мне при росте 183 обычно удается сесть вполне удобно и ногам не тесно.
Не далее как вчера водитель действительно вел машину нервно и было пару резких торможений. Но он ехал через заторы вечернего часа пик и старался не выбиться из графика. В непиковое время я уже не помню, когда последний раз у меня были претензии к стилю вождения маршрутчиков.
В злоупотреблении рациями они тоже мной не замечены. За последние полгода при мне по рации разговаривали дважды, и оба раза это были текущие вопросы движения на маршруте, а не пустопорожние разговоры.
И я уже забыл, когда слышал в маршрутке шансон.

AndyTrooper
Гость
AndyTrooper

маршрутки — раковая опухоль в системе общественного транспорта города.

Alexey Astreyko
Гость
Alexey Astreyko

Сами вы раковая опухоль , вот отнять у вас трындящих машину из под 5 точки и заставить ехать на работу через полгорода где нет прямого сообщения…. Вот тогда я посмотрю что вы запоете…

AndyTrooper
Гость
AndyTrooper

Вместо того, чтобы развивать автобус, троллейбус, трамвай, выделять полосу для общественного транспорта, проводить новые маршруты через «через полгорода где нет прямого сообщения», город фактически отстранился от проблемы.
А ты будешь еще долго каждый будний день наяривать через весь город на любимой маршруточке. Предварительно выждав несколько очередей, сидя на своей «пятой точке», если сильно повезет, а если нет, то скрючившись стоя, под шансончик и в духоте. А можа, так и трэба?

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

Задремала у забора кособокая слегка,
Цвета спелых помидоров
Желтоокая «Ока».
Полетала ты по кочкам,
Попылилась на полях,
Я купил тебя в рассрочку
У приятеля на днях.
Я купил тебя в рассрочку
У приятеля на днях.

Сергей Сахацкий
Гость
Сергей Сахацкий

А кстати да, давно уже не вижу очередей на маршрутки на комаровке, как то исчезли а не обратил на это внимание.

Владимир Фишман
Участник
Владимир Фишман

Никуда они не умирают, остались реально нужные, а не абы маршрут как раньше. Просто сами себя отрегулировали. Во многих городах ещё ездят эти «абы маршрут» с 2-3 человека, как выживают — не ясно.

yury
Гость
yury

Не хочешь, не пользуйся. Как будто кто-то заставляет. Зачем призывать к самоограничению? Похоже на заказную статью убера.

Сергей Сахацкий
Гость
Сергей Сахацкий

Очевидно если город допускает маршрутки, они постепенно убивают общественный транспорт, вызывают пробки и заторы, увеличивают выхлопы в городе. Поэтому с маршрутками нужно жестко бороться.

Sergey Tamkov
Гость
Sergey Tamkov

Может это я не знаю, но иной раз бывает очень сложно нагуглить даже маршрут и номер необходимого рейса. Подскажет кто-нибудь что-то удобное?
А то вот стоишь ты такой у главпочтамта, мимо проезжают чуть ли не десятками маршрутки, а какая из них тебя может довезти до короны-замок вместо только что уехавшей единицы совершенно непонятно. Даже с хорошим зрением на ходу не рассмотришь всё, что пишут на табличках. А рассмотришь — она уже проехала и когда следующая тоже не понятно. Так и стоишь 10 минут, пока тебя не подберет 69й.

Денис Блищ
Гость
Денис Блищ

1056 :)

Sergey Tamkov
Гость
Sergey Tamkov

То есть эти знания либо есть, либо писать в твитер, чтоб подсказали? Я ж забуду эту информацию уже через 3 минуты после закрытия этой страницы. Гугл выдает какой-то ад, в котором с телефона на остановке разбираться вообще не в радость.
«Кому надо, тот знает» так себе стратегия в 21 веке.
Я думаю, 1-2 человека из автобуса были бы готовы заплатить немного денег за ускоренное перемещение по 1-му маршруту (особенно, перед игрой Динамо), но слишком уж много усилий нужно потратить, чтобы первый раз получить эти знания, а через месяц их вспомнить. Проще убер или на 10 минут раньше выйти.

Вася
Гость
Вася
Sergey Tamkov
Гость
Sergey Tamkov

А вот это удобно и хорошо. Спасибо!

ВадимКа
Гость
ВадимКа

Ну и статейка…
Денис, лично я это уже все проходил и забыл как страшный сон эти маршрутки и прочие троллейбусы. Все же послушай совета — обзаведитесь личным автомобилем, пока в нашей стране это еще не роскошь. При всех его недостатках у этого вида транспорта есть важное преимущество — личная свобода и индивидуальная зона комфорта.
ИМХО