Почему умирают минские маршрутки

176534-Marshrutka

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Знаете, по скольким направлениям работают маршрутки в Минске? Всего их осталось 37! Было — в несколько раз больше. Помните времена, когда на маршрутке можно было добраться в любой конец города? Увы, на многих улицах, даже центральных, их не осталось вовсе, и тенденция — к дальнейшему сокращению сети. Тому несколько причин, как внешних, так и чисто внутренних. Похоже, в среднесрочной перспективе их вообще может не остаться в Минске, при условии, конечно, что коммунальный перевозчик найдет средства на поддержание автопарка и объема выполняемых услуг. Тут, как говорится, могут быть вопросы.

Так почему же вымирают маршрутки?

Вообще считается, что коммерческие микроавтобусы на городских перевозках сигнализируют о проблемах с организацией традиционного общественного транспорта. Поэтому было бы логично предположить, что качество услуг «Минсктранса» растет. В какой-то мере это так. В середине 2000-х годов городской бюджет влил внушительные суммы в обновление парка коммунального перевозчика, расправившись с морально устаревшей техникой, повысив объемы перевозок и добившись хорошей точности выполнения расписания. Это подкосило маршрутчиков, начавших оптимизировать сеть и избавляться от малорентабельных или нерентабельных направлений. Проходившие один за одним кризисы в экономике только ускоряли этот процесс.

С другой стороны, городские власти всегда контролировали тарифообразование на коммерческие перевозки. В особо тяжелые годы это снижало рентабельность перевозок до нуля, что заставляло владельцев микроавтобусов искать пути экономии и отказываться от обновления подвижного состава.

Наконец, исполком научился контролировать выполнение расписания маршрутчиками, заставив их ездить не по факту спроса на услугу, а по строго по индивидуальным маршрутным карточкам, что привело к снижению наполняемости салона и, соответственно, в очередной раз ударило по рентабельности перевозок. И хотя водители находят возможности обходить расписание, в целом вынуждены его придерживаться.

Отсутствие достаточных средств для обновления и пополнения парка привело к тому, что один маршрут может обслуживать сразу несколько перевозчиков. Это приводит к внутренней конкуренции между водителями, борьбе за пассажира на ключевых остановках и даже конфликтах между ними.

Впрочем, даже при всем при этом маршрутчики остаются на плаву. В городе действует три десятка направлений, интересных коммерческим перевозчикам. Часть из них, к слову, обслуживается, что называется, по государственному заказу — те, на которых работали желтые «Мерседесы» бывшего «Миндавга». «Мерсы» пришлось списать за выслугой лет, а закупать новый подвижной состав «Минсктранс» не стал, но и отказаться от маршрутов не смог.

Однако не только внешние причины влияют на востребованность услуг маршрутчиков. На мой взгляд, немалый вклад в отказ от поездок вносят сами перевозчики и особенно их водители.

На коротких маршрутах, если есть альтернатива, я скорее воспользуюсь коммунальным транспортом или Uber.

Во-первых, в микроавтобусах зачастую ужасная планировка салона. Сиденья расставлены по принципу «чтобы больше поместилось» и это сказывается на месте для ног. Для меня, как вы можете понять, фактор важный.

Во-вторых, как это ни странно, в маршрутках большую часть года душно, особенно если салон заполнен пассажирами. Летом само собой, но душно и зимой, так как среди водителей попадается дофига любителей протопить машину от души, чтобы работать в рубашке. Пассажиры, как не сложно догадаться, в рубашках зимой не ездят. Окна не открываются, кому-то «дует», в общем — часто просто душно.

В-третьих, музыка и переговоры по рации. Среди маршрутчиков много любителей специфической «лагерной лирики» и банальной попсы, и водителей просто не волнует, что это говно может быть не интересно их клиентам. Клиенты? Не клиенты, а паксы! Другая болезнь — бесконечные неинформативные разговоры по рации, развлекающие шоферов во время долгой трудовой смены. Без комментариев.

В-четвертых, маршрутчики могут «забивать» на свои рейсы, особенно поздним вечером, если пассажиров мало. Не раз сталкивался с тем, что микроавтобус просто не приезжает, хотя должен еще ходить полчаса-час.

В-пятых, манера езды. Водители коммерческих автобусов вообще все как один «короли маневров», но кроме того тормозят и разгоняются словно в салоне не люди, а дрова. Ну да, паксы.

В-шестых, они часто пролетают мимо «малоперспективных» с их точки зрения остановок во втором-третьем ряду, хотя там может стоять потенциальный клиент и махать руками.

Мало?

На мой взгляд достаточно, чтобы задумываться о самоограничении использования маршруток. Практика показывает, что я пользуюсь ими в основном только на безальтернативных и длинных дистанциях. Так-то.

Снижены цены на рекламу в блоге: 300 рублей пост + месяц размещения баннера бесплатно!

Поделись с друзьями!
  • Michel Chamnet

    Умирающие маршрутки это замечательно! Особенно когда по цене минские товарищи просят больше их московских коллег и при этом жалуются на нерентабельность.

    • victogan

      Чего не скажешь о межгороде. Даже Барановичи-Минск они уже заполонили. Похоже их на межгород и пригород их всех и вытесняют. Работают они типа «под заказ» минуя услуги автовокзалов итд. При этом официальные перевозки стремительно сокращаются…

      • Дмитрий Гаврилов

        Ну так это отлично я считаю. Гонять поезда по маршруту Куйкавичи- Минск строго убыточно , а тут и убытки сократят и частники заработают.

  • На длинном маршруте — упаси господи! На микроавтобусе с их дивной манерой вождения укачает так, что будет неодолимое желание блевануть на водителя. Поэтому уж лучше найти гор. транспорт (если не на такси или своем).

    • 53 маршрут, Зеленый луг — Малиновка. Полчаса на маршрутке, час на троллейбусе. Маршрут 1183, Ждановичи (через Камгорку) — Могилевская, аналогично, только прямого троллейбуса еще и нет. 46 маршрут, Зеленый луг — Лошица (через пл. Мясникова) — безпересадочных альтернатив нет. И с большей частью других — то же самое. Маршрутки — это способ быстро и дешево проехать через треть, половину, весь город.

      • designer fake

        Имхо полчаса времени не стоит такого стресса.

        • А в чем стресс? Маршрутка комфортней троллейбуса. Ну и полчаса времени в месяц может и не стоит. Пару часов времени в день (мне по работе много по городу ездить нужно) — пожалуй, стоили б. Хотя, конечно, сложно судить, бо, повторюсь, для меня это вообще не стресс.

  • Eduard Kravchenko

    Разговоры по рации очень раздражают. Нахрена всему салону знать, что какой-то там Петька специально задержался на светофоре на одну минуту, чтобы больше пипла себе собрать у следом идущего водятла и как его наказать.

    «я пользуюсь ими в основном только на безальтернативных и длинных дистанциях»
    Ну да, с Экспобела на Запад или с Запада в Серебрянку на маршрутке быстрее и даже дешевле. Но кишки вытресет изрядно.

    • постоянно езжу. никогда не вытрясает.

      • Eduard Kravchenko

        Наверное на них действительно нужно постоянно ездить, чтобы привыкнуть. Мне же от их манеры вождения блевать охота.

        • ну меня вообще практически никогда не укачивает ) ну, только если в салоне всяким дерьмом пахнет, тут да. но такое скорей в убитых такси бывает, а не в маршрутках.

    • IKS_BY

      У вас какие-то фобии, я смотрю в окно и всё, что там говорит или играет — не вспомню через минуту.

  • Денис, судя по маршруткам на Орловской, до их кончины очень далеко. И в час пик всем плевать на удобство сидений, а с шансоном и рациями многие борются с помощью наушников. И это я еще не Серебрянке живу.

    • Mr. PanterIk [Дима]

      что к слову в салоне «запрещено» (бумажек на стенах висит море, от того кто кому что обязан, до «кричащей морды лица водителя» — «в салоне не шуметь, п…»))), и мобильные, и наушники, и прочие «радости цивилизации», ну кроме водителя, ему там всё можно))

  • Сергей Сахацкий

    Маршрутки эмигрировали в междугородние пассажироперевозки, что есть хорошо

  • stepan minsk

    На длинных маршрутах по Минску маршруткам нет альтернативы, особенно в утренние часы.

  • Леонид Элькин

    Во многом не согласен с автором.
    Во-первых, факт сокращения количества маршрутов не говорит о том, что маршрутки вымирают. Да, направлений стало меньше, зато машин на каждом маршруте стало больше и ими удобно пользоваться. Раньше можно было стоять на остановке и гадать, как долго придется ждать маршрутки. Теперь, например, у наиболее часто используемого мной маршрута 1212 интервал движения составляет 5-7 минут.
    Денис прав в том, что бывают неудобные места. Но сейчас на минских маршрутах, по крайней мере, почти нет газелей. Мне при росте 183 обычно удается сесть вполне удобно и ногам не тесно.
    Не далее как вчера водитель действительно вел машину нервно и было пару резких торможений. Но он ехал через заторы вечернего часа пик и старался не выбиться из графика. В непиковое время я уже не помню, когда последний раз у меня были претензии к стилю вождения маршрутчиков.
    В злоупотреблении рациями они тоже мной не замечены. За последние полгода при мне по рации разговаривали дважды, и оба раза это были текущие вопросы движения на маршруте, а не пустопорожние разговоры.
    И я уже забыл, когда слышал в маршрутке шансон.

  • AndyTrooper

    маршрутки — раковая опухоль в системе общественного транспорта города.

    • Alexey Astreyko

      Сами вы раковая опухоль , вот отнять у вас трындящих машину из под 5 точки и заставить ехать на работу через полгорода где нет прямого сообщения…. Вот тогда я посмотрю что вы запоете…

      • AndyTrooper

        Вместо того, чтобы развивать автобус, троллейбус, трамвай, выделять полосу для общественного транспорта, проводить новые маршруты через «через полгорода где нет прямого сообщения», город фактически отстранился от проблемы.
        А ты будешь еще долго каждый будний день наяривать через весь город на любимой маршруточке. Предварительно выждав несколько очередей, сидя на своей «пятой точке», если сильно повезет, а если нет, то скрючившись стоя, под шансончик и в духоте. А можа, так и трэба?

        • Дмитрий Гаврилов

          Задремала у забора кособокая слегка,
          Цвета спелых помидоров
          Желтоокая «Ока».
          Полетала ты по кочкам,
          Попылилась на полях,
          Я купил тебя в рассрочку
          У приятеля на днях.
          Я купил тебя в рассрочку
          У приятеля на днях.

        • Сергей Сахацкий

          А кстати да, давно уже не вижу очередей на маршрутки на комаровке, как то исчезли а не обратил на это внимание.

  • IKS_BY

    Никуда они не умирают, остались реально нужные, а не абы маршрут как раньше. Просто сами себя отрегулировали. Во многих городах ещё ездят эти «абы маршрут» с 2-3 человека, как выживают — не ясно.

  • yury

    Не хочешь, не пользуйся. Как будто кто-то заставляет. Зачем призывать к самоограничению? Похоже на заказную статью убера.

    • Сергей Сахацкий

      Очевидно если город допускает маршрутки, они постепенно убивают общественный транспорт, вызывают пробки и заторы, увеличивают выхлопы в городе. Поэтому с маршрутками нужно жестко бороться.

  • Sergey Tamkov

    Может это я не знаю, но иной раз бывает очень сложно нагуглить даже маршрут и номер необходимого рейса. Подскажет кто-нибудь что-то удобное?
    А то вот стоишь ты такой у главпочтамта, мимо проезжают чуть ли не десятками маршрутки, а какая из них тебя может довезти до короны-замок вместо только что уехавшей единицы совершенно непонятно. Даже с хорошим зрением на ходу не рассмотришь всё, что пишут на табличках. А рассмотришь — она уже проехала и когда следующая тоже не понятно. Так и стоишь 10 минут, пока тебя не подберет 69й.

    • Денис Блищ

      1056 :)

      • Sergey Tamkov

        То есть эти знания либо есть, либо писать в твитер, чтоб подсказали? Я ж забуду эту информацию уже через 3 минуты после закрытия этой страницы. Гугл выдает какой-то ад, в котором с телефона на остановке разбираться вообще не в радость.
        «Кому надо, тот знает» так себе стратегия в 21 веке.
        Я думаю, 1-2 человека из автобуса были бы готовы заплатить немного денег за ускоренное перемещение по 1-му маршруту (особенно, перед игрой Динамо), но слишком уж много усилий нужно потратить, чтобы первый раз получить эти знания, а через месяц их вспомнить. Проще убер или на 10 минут раньше выйти.

    • Вася
      • Sergey Tamkov

        А вот это удобно и хорошо. Спасибо!

  • ВадимКа

    Ну и статейка…
    Денис, лично я это уже все проходил и забыл как страшный сон эти маршрутки и прочие троллейбусы. Все же послушай совета — обзаведитесь личным автомобилем, пока в нашей стране это еще не роскошь. При всех его недостатках у этого вида транспорта есть важное преимущество — личная свобода и индивидуальная зона комфорта.
    ИМХО