Знаете, по скольким направлениям работают маршрутки в Минске? Всего их осталось 37! Было — в несколько раз больше. Помните времена, когда на маршрутке можно было добраться в любой конец города? Увы, на многих улицах, даже центральных, их не осталось вовсе, и тенденция — к дальнейшему сокращению сети. Тому несколько причин, как внешних, так и чисто внутренних. Похоже, в среднесрочной перспективе их вообще может не остаться в Минске, при условии, конечно, что коммунальный перевозчик найдет средства на поддержание автопарка и объема выполняемых услуг. Тут, как говорится, могут быть вопросы.
Так почему же вымирают маршрутки?
Вообще считается, что коммерческие микроавтобусы на городских перевозках сигнализируют о проблемах с организацией традиционного общественного транспорта. Поэтому было бы логично предположить, что качество услуг «Минсктранса» растет. В какой-то мере это так. В середине 2000-х годов городской бюджет влил внушительные суммы в обновление парка коммунального перевозчика, расправившись с морально устаревшей техникой, повысив объемы перевозок и добившись хорошей точности выполнения расписания. Это подкосило маршрутчиков, начавших оптимизировать сеть и избавляться от малорентабельных или нерентабельных направлений. Проходившие один за одним кризисы в экономике только ускоряли этот процесс.
С другой стороны, городские власти всегда контролировали тарифообразование на коммерческие перевозки. В особо тяжелые годы это снижало рентабельность перевозок до нуля, что заставляло владельцев микроавтобусов искать пути экономии и отказываться от обновления подвижного состава.
Наконец, исполком научился контролировать выполнение расписания маршрутчиками, заставив их ездить не по факту спроса на услугу, а по строго по индивидуальным маршрутным карточкам, что привело к снижению наполняемости салона и, соответственно, в очередной раз ударило по рентабельности перевозок. И хотя водители находят возможности обходить расписание, в целом вынуждены его придерживаться.
Отсутствие достаточных средств для обновления и пополнения парка привело к тому, что один маршрут может обслуживать сразу несколько перевозчиков. Это приводит к внутренней конкуренции между водителями, борьбе за пассажира на ключевых остановках и даже конфликтах между ними.
Впрочем, даже при всем при этом маршрутчики остаются на плаву. В городе действует три десятка направлений, интересных коммерческим перевозчикам. Часть из них, к слову, обслуживается, что называется, по государственному заказу — те, на которых работали желтые «Мерседесы» бывшего «Миндавга». «Мерсы» пришлось списать за выслугой лет, а закупать новый подвижной состав «Минсктранс» не стал, но и отказаться от маршрутов не смог.
Однако не только внешние причины влияют на востребованность услуг маршрутчиков. На мой взгляд, немалый вклад в отказ от поездок вносят сами перевозчики и особенно их водители.
На коротких маршрутах, если есть альтернатива, я скорее воспользуюсь коммунальным транспортом или Uber.
Во-первых, в микроавтобусах зачастую ужасная планировка салона. Сиденья расставлены по принципу «чтобы больше поместилось» и это сказывается на месте для ног. Для меня, как вы можете понять, фактор важный.
Во-вторых, как это ни странно, в маршрутках большую часть года душно, особенно если салон заполнен пассажирами. Летом само собой, но душно и зимой, так как среди водителей попадается дофига любителей протопить машину от души, чтобы работать в рубашке. Пассажиры, как не сложно догадаться, в рубашках зимой не ездят. Окна не открываются, кому-то «дует», в общем — часто просто душно.
В-третьих, музыка и переговоры по рации. Среди маршрутчиков много любителей специфической «лагерной лирики» и банальной попсы, и водителей просто не волнует, что это говно может быть не интересно их клиентам. Клиенты? Не клиенты, а паксы! Другая болезнь — бесконечные неинформативные разговоры по рации, развлекающие шоферов во время долгой трудовой смены. Без комментариев.
В-четвертых, маршрутчики могут «забивать» на свои рейсы, особенно поздним вечером, если пассажиров мало. Не раз сталкивался с тем, что микроавтобус просто не приезжает, хотя должен еще ходить полчаса-час.
В-пятых, манера езды. Водители коммерческих автобусов вообще все как один «короли маневров», но кроме того тормозят и разгоняются словно в салоне не люди, а дрова. Ну да, паксы.
В-шестых, они часто пролетают мимо «малоперспективных» с их точки зрения остановок во втором-третьем ряду, хотя там может стоять потенциальный клиент и махать руками.
Мало?
На мой взгляд достаточно, чтобы задумываться о самоограничении использования маршруток. Практика показывает, что я пользуюсь ими в основном только на безальтернативных и длинных дистанциях. Так-то.