Позиционировать себя как «белорусского производителя компьютеров» — это задача со звездочкой, как ни крути. Давнишний скандал с наклейками, когда наклейки и были единственным вкладом местного производителя в собранные машины, просто уничтожил доверие белорусов к местным брендам. И как быть тем, кто вообще ни разу не «наклеечник», а выпускает действительно свое? Под брендом «Тесла»?
Никакого партизанского маркетинга и попытки выехать на чужой известности: белорусская «Тесла» (причем в кириллическом написании) возникла задолго до Tesla Илона Маска, фактически случайно. Создали ее муж и жена Елена и Валентин Баровик и не знали никаких проблем до взлета калифорнийского стартапа. Сейчас созвучие мешает, но и отказываться от бренда не хочется — за годы упорной работы он кое-чего стоит в B2B (и абсолютно неизвестен в B2C, однако таков и план).
— Мы для себя решили, что бренд будет строиться на основе трех составляющих: экспертности, ответственности и дружественности. Звучит, конечно, громко, но все-таки каждая из составляющих, что называется, выстрадана. Вот взять, например, «ответственность». Каждый из нас сталкивался и будет продолжать сталкиваться с ситуациями, когда продавец, получая деньги, фактически исчезает из вашей жизни. Ваши пути сошлись один раз и, скорее всего, больше никогда не пересекутся — вы остаетесь с приобретенным товаром один на один. Так а дальше что? Это точно не про нас.
Корни белорусской «Тесла» вообще в начале 90-х. Валентин стоял у истоков компьютерного бизнеса в стране, пропустив через свои руки все поколения машин от ZX Spectrum до современных игровых. Как это часто бывает, делать свое он решил во многом потому, что видел множество узких мест. Это в свою очередь наложилось на природный перфекционизм. Самый сложный путь, хотя можно было просто клеить наклейки.
— Я знаю где в Китае купить дешево и как продать дорого в Беларуси, — говорит Валентин. — Знаю, но не делаю, потому что не интересно. Можно воспринимать мои слова скептически, однако я говорю как есть. Более того, с финансовой точки зрения так было бы правильнее. Мы могли бы «забить» на постпродажное обслуживание, ставить внутрь какие угодно детали и узлы и иметь существенно большую маржу. Я вижу это по тендерам, которые «Тесла» проигрывает конкурентам из-за цены. Ну, проигрывает и проигрывает.
Основатели компании твердо убеждены, что, если рынок их не вытолкнет за борт, такая стратегия приведет к успеху. Более того, стратегия позволяет конкурировать с А-брендами за кошельки белорусского бизнеса: дружественность «Теслы», стремление обеспечивать послепродажное обслуживание день в день (!), внимание к каждому заказчику — поднять такой сервис крупная корпорация просто не в состоянии.
— Никто не держит на складе даже десяти компьютеров одной модели, — говорит Валентин. — Все это может быть только под заказ с ожиданием в 2-3 месяца. Нет компьютеров и у нас на складе, но наш склад — это матрица комплектующих, из которых собирается любая конфигурация. Это еще один способ оставаться актуальным в Беларуси, где бизнес очень часто желает купить машины здесь и сейчас, а не ждать. С нами не ждут.
В реальности тяжелее конкурировать именно с имиджем «Зроблена ӯ Беларусi». Практика показывает, что требовательность к местному бренду может быть заметно выше, чем к азиатскому и американскому. Но все-таки — главное:
— Для кого-то это прозвучит парадоксально, да. Однако опыт «Теслы» говорит вот что: белорусы не готовы покупать одноразовые дорогие вещи. Наш человек хочет, чтобы его компьютер был предназначен для модернизации и замены комплектующих даже за границами заложенного срока эксплуатации. В этом плане мы в свое время стали новаторами — сконструировали моноблоки именно с «настольными» внутренностями, а не «ноутбучными». В моноблоках «Тесла» как в обычном PC дома вы можете заменить основные детали, а компьютерщики с каким-никаким опытом даже самостоятельно. Сейчас такие линейки появились даже у А-брендов.
Кроме того, у нас есть возможность очень быстро обрабатывать заявки на ремонт. Принцип простой: всегда в наличии и под рукой склад запчастей, поэтому вышедшая из строя деталь заменяется рабочей, а после мы уже разбираемся, что случилось на более глубоком уровне.
Разумеется, вопрос, который вертится на языке у любого, это глубина проработки «Теслы» здесь, в Беларуси. Насколько моноблоки под местным брендом не «наклеечные».
— Зайду издалека. Сейчас никто не делает компьютер с нуля своим. Есть всего несколько предприятий, занимающихся процессорами. Есть несколько, занимающихся материнскими платами или экранными матрицами. Крупные вендоры «собирают» под свое видение линейки и отдельные модели: товары в этой сфере маркетируются через внешний вид, компоновку, постпродажное обслуживание и так далее. Ровно тем же занимается «Тесла»: мы не можем сами сделать материнскую плату, но под наши потребности будет отпечатана плата с той расстановкой узлов, как требует белорусский моноблок. Например, в 2014-м году специально под нас Gigabyte стал производить материнскую плату с повернутым под углом PCI express портом — так он мог встать в корпус. Мы глубоко прорабатывали практически все, что есть внутри, положение каждой детали обосновано. «Тесла» — типичный OEM-бренд.
В 2020-м у компании будет много перемен. Уже оформлена покупка конвейера по сборке, и он будет установлен на собственном предприятии в «Великом Камне». «Тесла» с недавних пор резидент парка, так что впереди новые рубежи.
И выход на розничный рынок. Абсолютно другой уровень и вызов для бизнеса.
Скоро все узнаем.
Это партнерский текст, созданный совместно с компанией "БелБизнесЭВМ"
УНП 691129503
Что такое партнерский текст?