Автобусы по утрам полупустые, в метро нет привычной толчеи, к кафе и ресторанам хоть прикладывай подорожник. Карантина в Беларуси как бы нет, но на самом деле часть людей резко ограничила контакты с внешним миром и это разумно. В относительном выигрыше IT-отрасль, различные обучающие курсы, доставка и прочие курьерские услуги — им «карантиниться» можно практически без потерь, пока есть клиенты. На днях я побывал в офисе одной белорусской компании из числа резидентов «Великого камня», которая практически полностью ушла в онлайн, оставив за рабочими местами только самых необходимых сотрудников. Координация рабочего процесса осуществляется через самодельную ERP-систему, созданную в свое время без прицела на чрезвычайную ситуацию и удаленку. Систему начали разрабатывать в 2004 году на языке программирования Ruby-on-Rails. Получилось прикольно – смотрите.
Речь о ребятах из «Тесла», я о них уже рассказывал в начале зимы. «Тесла» занимается производством моноблоков под собственным брендом уже несколько лет (да, до Tesla из Калифорнии, так что к названию претензий никаких) и совсем недавно получила статус резидента «Великого камня». Сейчас в парке планируется монтаж конвейера и большая часть офиса уже переехала в новое здание в «Камне», хотя… Это, скорее, образное выражение, потому что коронавирус полностью изменил подходы к организации производства.
Самое главное: оно не остановилось, хотя значительная часть коллектива может работать из дома. Более того, именно работать, а не только смотреть сериалы и подъедать запасы гречихи 😂 Дело в том, что производственные цепочки внутри «Теслы» оцифрованы и переложены в структуру проприетарной ERP-системы, созданной для нужд компании. Любая операция с производством конечного продукта получает отражения в базах данных этой системы и в конечном счете влияет на зарплаты коллектива — тот самый мотиватор, что подстегивает почти каждого.
Систему разработал и постоянно улучшает Валентин Баровик, создатель компании и ее управляющий.
Вообще у ERP-системы была и есть цель устранить узкие места в «проводке» заказа через все этапы: от поступления информации о конфигурации, до сборки, документального сопровождения и контроля оплаты. Процессы, описанные мной в одном абзаце, разложены в ветвящейся структуре программы, где каждый конкретный кейс из прошлого это кирпичик в общей картине. Сейчас все покажу.
Логика программы заключается в том, что даже в физическом продукте (в случае «Теслы» это компьютеры) порядка 80% работ довольно легко переносятся в онлайн: участие в тендерах и организация продаж, закупка комплектующих, логистика, бухгалтерия, маркетинг. Ребята как раз сейчас расширяют (!) отдел продаж и рассматривают аутсорс и удаленку как одно из приоритетных решений.
Итак, ядро ERP-системы — это заказ. Он может прийти через специальную форму на сайте компании (там, к слову, цены всегда актуализируются автоматом: при помощи парсера постоянно проверяется стоимость комплектующих, необходимых для производства), может быть создан на основе тендерных условий поставки или вовсе холодного звонка. У каждого заказа есть карточка и менеджер. Как в любом «битриксе», короче.
Заказ получает несколько базовых характеристик, отмеченных соответствующими пиктограммами. Сборка компьютеров по параметрам, оформление документов, доставка, платеж и процент выполнения. Менеджер проводит заказ по этапам, переключая пиктограммы из красного (невыполненного) состояния в зеленое (выполненное), заранее видя какую прибыль он приносит в общий счет и какой процент от нее получит на руки в виде заработной платы.
Как правило «Тесла» не хранит на складе готовые компьютеры, так как их конфигурация чаще является кастомной под каждого заказчика, а собирает машины под требуемые спецификации. В момент загрузки спецификаций заказа ERP-система уже знает, достаточно ли на складе комплектующих и если нет, то предложит менеджеру что-то заменить или оформить заявку на покупку недостающего объема.
Разумеется, в случае когда заказ предполагает не 1 компьютер, а 10 или 100, то алгоритм подготовки будет предусматривать наличие комплектующих под 10 или 100 товаров, и этот объем будет отражаться на всех этапах, включая документы.
Важный момент: менеджер имеет определенный задел под формирование стоимости. По умолчанию в него заложена стоимость деталей и услуг, налоги и прочие платежи, а также некая маржа «Теслы». В определенных случаях ребята могут двигать цену, чтобы соответствовать условиям тендера или индивидуальным отношениям с клиентом. То, сколько заработает «Тесла» на каждой единице товара и на заказе в целом, видно еще до оформления документов и даже сборки моноблоков. В конце концов именно маржинальность сделок накапливает бонусную часть менеджера и напрямую влияет на зарплату.
Вместе с тем менеджер вынужден доводить и документальное оформление сделки до конца, и закрывать дебиторскую задолженность, так как заказ считается завершенным (и имеет 100% в пиктограмме выполнения) только в случае «очистки» всех этапов. Система формирует договор по всем известным шаблонам (с отсрочкой платежа или по предоплате, разовый или длительный, и т.д.) и автоматически умеет проверять поступление платежа на счет. Кроме того, документооборот адаптирован под 1С, учитывает особенности белорусского законодательства и бухгалтерской отчетности.
В сопроводительных документах к компьютеру формируются уникальные штрих-коды, отвечающие записям в базе данных от момента формирования заказа. Когда и если моноблок вернется на сервисное обслуживание, всю его историю создания от первого звонка до доставки курьером можно будет просмотреть. В том числе какие-то пометки, если их делал менеджер при работе над заказом.
Итак, что же из этого нельзя вынести в онлайн? По сути всего две операции: сборка и доставка. Сборка сейчас в «Тесла» происходит в новом здании с большой площадью, где еще только монтируется конвейер, а курьеры работают по одиночке каждый на своей машине. Либо же доставка осуществляется силами сторонних курьерских организаций.
Валентин как супервайзер всех рабочих процессов видит в ERP-системе как общую картину по отгрузкам, сборкам, тендерам, приходам и расходам, так и может отследить любого менеджера. Геймификация рабочего процесса позволяет не просто выносить работу в онлайн, но и увлекать людей. Версия системы для мобильного телефона нотифицирует менеджера в случае движения внутри логики заказа и дает возможность принимать решения хоть на даче. Пришла предоплата? Нажимай кнопку «сборка», чтобы в «Великом камне» ответственный работник принялся за комплектацию.
И самое главное: никакой карантин и изоляция никак не влияют на продуктивность. Компания как работала, так и работает. И вирус рано или поздно уйдет — важно, чтобы он после себя не оставил руины от белорусской экономики.
Это партнерский текст, созданный совместно с компанией "БелБизнесЭВМ"
УНП 691129503
Что такое партнерский текст?