Чем отличаются белорусские кафе от европейских

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

В принципе, это тот случай, когда лажать белорусское есть за что. Я не большой сторонник искать плохое там, где достаточно много хорошего, но у отечественного общепита есть ряд хронических болезней. Только ленивое издание еще не написало про высокие цены, небольшой выбор и неидеальный сервис, но я постараюсь быть небанальным. Итак: перед вами список недостатков общепита белорусского по сравнению с общепитом европейским и американским.

В этом списке многое так или иначе связано с ценами, поэтому цены я оставлю на потом, тем более фактически это не самое слабое место белорусского общепита. Начнем с другого.

Скудный выбор

Я хорошо помню открытие гастропаба Sheff на Московской. Огромный ресторан, годами переходивший из рук в руки, в очередной раз поменял концепцию, пригласил на кухню именитого шефа и объявил о начале работы. Гастропаб — это ведь когда пиво и вкусная еда? Sheff начал с первого дня разливать «Лидское» и только «Лидское». Я не исключаю, что это пиво достаточно популярное и кому-то нравится, но лично я ожидаю от пивного заведения широкого выбора упомянутого напитка.

Эта типичная проблема белорусского общепита — узкий ассортимент — в целом имеет под собой основания, но только не с пивом. На краны ставят ту продукцию, которую предложили на наиболее выгодных условиях, но не ту, которую, возможно, хотел бы потребитель. Дико, но правда.

С едой сложнее: рестораторы стараются вводить блюда со стабильно высоким спросом и не экспериментировать с национальными кухнями (поэтому в Минске кроме итальянской, французской, кавказской, белорусской и некоторых других ничего нет и в ближайшее время не будет), имея на то все основания, но все же, даже в описываемых рамках есть куда расти. Не растут.

Нестабильное качество и рост цен вскоре после открытия

Это не миф: в Беларуси принято открыть классный ресторан с вменяемыми ценами, а потом сговнять в нем кухню и просить при этом больше денег. Удивительный маркетинг! Давайте сначала «прикормим» публику, а потом… ее разочаруем. В чем смысл такого подхода, ума не приложу.

Более того, качество приготовления может «вилять» изо дня в день. Абсолютно типично, когда заказанное сегодня не будет похожим даже отдаленно на заказанное вчера. Как кучмач в моем любимом «Тифлисе»: в прошлом году это был шедевр кулинарии, сейчас я не рекомендую его заказывать вообще — испортился.

Скорость обслуживания

Я не знаю ни одного белорусского ресторана, где скорость обслуживания была бы выше, чем хотя бы в литовском Leičiai. Пожалуй, самое быстрое заведения Минска — «Гамбринус», где блюда по отечественным меркам приносят очень споро. Но это если речь о чем-то простом. Когда заказываешь бургер, скорость падает до привычных 20 минут или даже больше.

Я не верил своим глазами, видя как работают нью-йоркские рестораны или даже американские в целом. Это настолько фантастически быстро, что не передать никакими словами — надо видеть. От проходимости точки зависит устойчивость бизнеса: чистый капитализм. В Беларуси, судя по всему, капитализм пока не наступил — клиент может занимать столик так долго, как ему хочется.

Размеры порций

Наверное, самая больная тема нашего общепита. Поймите меня правильно: вопрос не в том, чтобы нажраться доверху, а в справедливом соотношении цены и размера. В мире не принято заказывать три блюда и компот: обычно гости ограничиваются одним салатом или одним основным блюдом. Часто — супом и салатом. Только в случае большого застолья заказываются еще стартеры и так далее…

В Беларуси все не так. Блюда слишком малы, чтобы быть сытым от одного, и не так уж дешевы, чтобы об этом не думать! И вот что меня всегда удивляло: себестоимость, скажем, греческого салата растет незначительно по мере увеличения порции, особенно летом, когда овощи достаточно дешевы. Но он все равно будет довольно дорогим и оставаться маленьким, потому что это такая философия — вынудить заказать что-то еще, не только салат.

Цены

Ну, как без них, дорогих! В принципе, последняя девальвация более или менее уровняла цены в Беларуси и сопредельных европейских странах, но все равно в Минске и по стране остаются значительные перекосы. Например: вы когда-нибудь видели подешевевшие блюда из-за прихода теплого сезона? Вот и я нет. А казалось бы! Или другая крайность: зачастую те или иные позиции неоправданно переоценены, самый яркий пример — суп харчо в «Натврис Хе», плошка которого станет вашей всего за 140 тысяч рублей. Я, кстати, этот харчо пробовал, ничего особенного.

Недавно на CityDog вышел материал, в котором управляющий барами рассказывает об особенностях ценообразования в Минске. В целом, конечно, все правильно говорит, но, как и все рестораторы обходит вопрос наценки — о нем упоминается только вскользь, мол, раньше бизнес был прибыльным, теперь не очень. Действительно, ситуация изменилась, но я скажу вам правду, какой бы трудной она ни была — наценка в минских ресторанах доходила и зачастую доходит и сейчас до 300%. Из этих денег, конечно, надо заплатить зарплату, аренду, коммуналку и прочее, но, черт побери, все равно неплохо!

Управляющий оправдывает высокие цены отсутствием определенных продуктов в Беларуси, но мне есть что сказать и здесь — блюда национальной кухни у нас отчего-то тоже недешевы. Магия какая-то.

Я не отрицаю право владельцев кафе на высокие цены, но давайте не забывать про право гостей не приходить.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!