Особенности и секреты передвижения по Турции на автобусах

Особенности и секреты передвижения по Турции на автобусах
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Турция имеет суперразвитую междугороднюю автобусную сеть. Легко найти маршруты, прошивающие страну насквозь, например, от границы Грузии до Антальи. Автобусы связывают соседние и дальние областные центры, чему способствует наличие нескольких крупных точек притяжения внутри страны — это не только Стамбул и Анкара, но и, скажем, Газиантеп, Диярбакыр, Мерсин, Адана и так далее. Но есть несколько нюансов, которые могут привести к потере денег, времени и нервов, о чем и напишу пост!

Приглашаю бизнес к продвижению услуг в трэвел-циклах! Суммарный охват достигает 200 тысяч визитов благодаря интеграциям в блоге, инстаграме, фэйсбуке и телеграме. Обращайтесь без промедления: denis.blisch@gmail.com или @blisch в телеге.

Поездка: Турция. Восточная Анатолия | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Ночь в палатке, арендованной через Booking ← читать!
◉ 02 | Чайная столица Турции, малая родина Эрдогана город Ризе ← читать!
◉ 03 | Ароматный, суетливый, яркий Трабзон ← читать!
◉ 04 | Следы греческого Аргируполиса в современном турецком городе Гюмюшхане ← читать!
◉ 05 | Официально самая малонаселенная провинция страны и ее столица Байбурт (с крепостью) ← читать!
◉ 06 | Холодный, но прекрасный Эрзурум ← читать!
◉ 07 | На автовокзале Агры: особенности и секреты передвижения по Турции на автобусах ← сейчас открыто

◉ 08 | Нюансы передвижения на долмушах в малонаселенных областях Турции ← готовится
◉ 09 | Дворец Догубаязыт, только ради одного которого уже стоит ехать в Восточную Анатолию ← готовится
◉ 10 | Созерцание Арарата ← готовится
◉ 11 | Русский турецкий Карс ← готовится
◉ 12 | Столица древнего государства Урарту город Ван ← готовится
◉ 13 | Вертикальный город Артвин ← готовится

Следует разделять типы междугороднего автобусного транспорта в Турции на местный и дальний. Как правило местный — это маршрутки-долмуши и небольшие автобусы, маршруты которых пролегают внутри ила (области) и достигают соседних. Эти автобусы могут уезжать с разных автостанций в пределах города, в том числе автостанций, принадлежащих конкретному перевозчику. Они могут стартовать с определенной площади, улицы, от торгового центра и это никак невозможно узнать через интернет или по карте Google за некоторыми исключениями. Но о долмушах завтра.

Большие междугородние автобусы, идущие на расстояния в несколько илов или вовсе через всю страну, отправляются с крупных автовокзалов, которые есть в любом областном центре и многих районных. Иногда такие автовокзалы вынесены за границу города, например, поближе к аэропорту, но чаще они просто на окраине, где-нибудь на важной трассе, пересекающей населенный пункт.

Вот это Агры, центр одноименного ила в Анатолийском нагорье на востоке Турции:

Вон вдалеке какой-то спальный район:

Отсюда стартует как местный перевозчик, так и компании из других регионов. Перевозчиков очень много, они могут работать на одинаковых маршрутах, управлять разными по качеству автобусами и давать разные цены. Автовокзалы никак не консолидируют их работу — в 99% случаев нет единого расписания, табло отправления и прибытия. Автовокзал это просто хаб, куда съезжаются автобусы, а пассажиры могут сходить в туалет, купить что-нибудь в дорогу или выпить чаю с симитом.

Зал-накопитель вокзала Агры:

В интернете есть несколько сайтов, которые добились неплохой консолидации расписаний, позволяют покупать удаленно билеты (при наличии турецкого телефонного номера) и вообще хорошо помогают в деле планирования поездок. По факту останется только найти нужную машину на платформе.

На автовокзалах работают кассы автобусных операторов, в которых и продаются билеты. Перевозчиков в крупных узлах много и, напомню, они зачастую обслуживают одни и те же маршруты и конкурируют между собой. Если обратиться к перевозчику №1 и спросить про автобус в Самсун, то можно услышать что-нибудь вроде «Автобус есть только в 11 и 15 часов», но это не будет правдой. У перевозчика №2 автобус может быть еще в 12 и 16, а у №3 в 13 и 17.

Сначала продавец постарается посадить вас именно в его автобус, но если поймет, что он не слишком удобен, продаст билет и не на свой, но в два раза дороже. Он просто сбегает в другой киоск, там оформит талоны и вернется обратно как ни в чем ни бывало. В этом месте легко сэкономить, просто самостоятельно потыкавшись в киоски.

В абсолютном большинстве случаев турки не говорят по-английски, но знают как обращаться с голосовым вводом в гугл транслейт. Также важно знать, что передвижение через несколько илов требует оформления билета по паспортным данным и — замечено не раз — в системах продаж часто нет страны Belarus, что вводит в ступор вообще всех. Однажды мне попросту отказались продать билет!

В турецких автобусах запрещена совместная рассадка мужчин и женщин, не состоящих в супружеских и родственных отношениях. Впрочем, будет достаточно заявить родственность вслух и тогда рассадка возможна.

Дальние маршруты иногда обслуживаются автобусами с рядом кресел 2+1 — места больше, проходы шире. Наливают чай, угощают мелкими закусками и дают питьевую воду. Бывает работает вай-фай. Эти автобусы ощутимо дороже.

Между соседними илами ездить на дальних не слишком правильно из-за стоимости поездки, все-таки разумнее искать долмуш. Долмуши зачастую и чаще ходят, и уж точно дешевле. А о них завтра.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎