Упоминать торговые марки в СМИ — нормально, избегать их — нет

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Это огромная проблема: упоминание торговых марок в текстах белорусских журналистов и отношение к ним читателей. Возникла она не на пустом месте, дискуссия о допустимости упоминаний длится столько, сколько я работаю журналистом. Под катом моя позиция по вопросу и суть проблемы.

«Продажная статья», — привычный комментарий под материалом, в котором есть название какой-то компании. Тот, кто пишет так, имеет определенную мотивацию. Если в оффлайновых СМИ за рекламой внимательно следит Минторг и жестоко наказывает за скрытый пиар, то в Сети долгое время не было никаких правил игры. Брать тайком деньги за статьи с упоминанием брендов или не брать — все это было на совести каждого конкретного издания. Разумеется, брать предпочитали многие, пока профильное ведомство не навело порядок и в интернет-СМИ. К слову, некоторые из них потеряли немало заказчиков, посчитавших неэффективным размещаться со строчкой «на правах рекламы».

Так вот, сложившаяся ситуация повредила общему имиджу СМИ в интернете: любое упоминание торговых марок воспринимается читателем как джинса. Не могу не отметить, что наибольшее влияние отсутствие значка «реклама» оказало на те умы, которые в принципе по жизни считают, что все все можно купить и продать (на самом деле это не так, но дискуссия не о том).

Правда же заключается в том, что текстовая реклама неэффективна и не работает. У меня вообще ощущение, что большой спрос на рекламу в СМИ — это какой-то сговор редакций и рекламных агентств. Первые предоставляют популярные площадки, вторые гребут на скидках отличные деньги, а с носом остается заказчик.

Текстовая реклама не работает. Невозможно статьей в интернете — плохой или хорошей — повалить Samsung, Apple или «Минскхлебпром». Невозможно повысить продажи ватрушек, спальников и шифоньеров текстом на главной странице сайта. Если продукт — говно, то пиши пропало в бизнес-плане. Это так же как в журналистике: когда контент ни о чем, то вынуть из него вложенные средства не получится ни при помощи запрещенной магии, ни с армией сеошников.

Да, продвигать свой товар надо. Для того, чтобы его продвигать, надо делать качественные вещи и уметь общаться с прессой, быть открытым к клиентам и разруливать конфликтные ситуации не в свою пользу. Прятать голову в песок (или тратить бюджет на хвалебные оды бестолковых пятикурсников журфака) не поможет повысить продажи.

Здесь есть одно но: Минторг фактически полностью запрещает употребление каких бы то ни было брендов в журналистских текстах. Интернет-СМИ еще спасает неформальный статус, но в традиционной прессе с названиями компаний полный швах. По большому счету журналисту оставлено только право критиковать, но не хвалить или даже писать в нейтральной тональности.

Журналисты должны свободно оперировать брендами, приучать аудиторию к тому, что упоминания — это не скрытая реклама (повторюсь, она все равно не работает!) и в нужный момент хвалить, а в нужный критиковать. У читателей есть запрос и на справедливую критику, и на справедливую похвалу — позитив и негатив должны быть сбалансированы. Сейчас же выходит, что критиковать разрешено бесплатно, а хвалить — только за деньги.

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

12
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Alexandr Malkou
Гость
Alexandr Malkou

«Минскхлебпром»- красавчики!

Tanya Kurbat
Гость
Tanya Kurbat

Какая наболевшая и актуальная тема! Сколько слов сказано редакторам печатных СМИ и телеков, сколько аргументов приведено — все впустую. Реклама, говорят. И с одной стороны мы все знаем про минторг, но с другой — читателя лишают полноты информации.

Особенно это умиляет в текстах, где есть попытка столкновения мнений. Пример. Речь шла о рынке недвижимости, где представители разных агентств давали прогнозы, противоречащие друг другу. Газета писала так: Вася Пупкин, сотрудник одного аг-ва недвижимости, Иван Иванов, представитель второго аг-ва недвижимости. В итоге лично для меня как для читателя ценность этих мнений сводится к нулю. Они как записи на заборе. Кто-то накалякал, а кто — поди разберись.

«Сейчас же выходит, что критиковать разрешено бесплатно, а хвалить — только за деньги» — точнее и не скажешь.

Мне кажется, даже если минторг вдруг отменит запрет, не все СМИ одним махом начнут упоминать бренды. Потому что для многих это доход…

Victor Sheryshev
Гость
Victor Sheryshev

Как же тгда рекламировать если в Интернете неэффективно?

Станислав Лазовский
Гость
Станислав Лазовский

Разумеется, брать предпочитали многие, пока профильное ведомство не навело порядок и в интернет-СМИ.

http://q99.it/QsswsNo

Пардон, а что у нас уже интернет издания считаются СМИ в соотвествующем законе? Что-то где-то здохло? )))

Victor Traskovsky
Гость
Victor Traskovsky

Продажная статья