Существенный недостаток общественного транспорта в Беларуси, который легко исправить, но никто не исправляет

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Вы могли не заметить, но назначение на пост главы Минска опытного транспортника Сивака (ранее был начальником БЖД, а после профильным министром) явно подстегнуло соответствующую отрасль. Впервые за долгие годы начались разговоры о существенном обновлении подвижного состава, о развитии скоростного трамвая в Сухарево, страдавшего из-за непомерных аппетитов стройки третьей линии метро. И это я не говорю о включенных в летнюю жару кондиционерах :) Тем не менее проблем выше крыши, что тут говорить. Однако есть один существенный недостаток минского и белорусского в целом транспорта, который относительно легко исправить — его исправление сделает пользование им заметно комфортнее. Вы будете удивлены как все просто.

Типичный минчанин, особенно если пользуется теми маршрутами транспорта, которые в ходу не слишком часто, всегда имеет под рукой расписание. Продвинутые пользователи используют смартфон, граждане более ранних годов выпуска переписывают циферки на диспетчерской станции или с информационной таблички нужной им остановки.

Более того, это расписание очень изменчиво. Программа на моем телефоне требует обновления массива данных чуть ли не при каждом открытии, то есть 2-3 раза в неделю. Понятно, город большой, всегда что-то меняется, но зачастую есть ощущение, что меняется оно просто потому, что у кого-то такая работа — менять расписание.

Типичная новость с сайта столичного перевозчика: «С 02.12.2019 на троллейбусном маршруте № 59 «ДС Серова — Долгобродская» по будним дням увеличивается количество подвижного состава в утренние часы «пик». Одновременно с 02.12.2019 по будним дням отменяется выполнение рейсов по троллейбусному маршруту № 35Д «ДС Серебрянка — Круглая площадь», отправлением от остановочного пункта «Круглая площадь» в 19:04 и от «ДС Серебрянка» в 19:37″.

Или вот: «С 02.12.2019 вносятся изменения в расписание движения автобусных маршрутов № 80, 113А, 113С, 115Э, 143, 145С».

Еще: «В связи с изменением величины пассажиропотока с 02.12.2019 по будним дням изменяются расписания движения автобусов маршрутов № 40, 104 и троллейбусов маршрутов № 27, 62. Также с 01.12.2019 по выходным дням изменяется расписание движения троллейбусов маршрута № 62».

Подобные сообщения идут пулеметной лентой в новостном разделе сайта и, понятно, смысловой нагрузки особо не несут, зато хорошо демонстрируют процессы внутри гиганта-перевозчика.

Но даже не это проблема.

Я живу недалеко от диспетчерской станции «Веснянка» и потому иногда пользуюсь 10-м троллейбусом и 11-м автобусом. Посмотрите на их расписание с конечной остановки:

Внимание, вопрос. Почему автобусы и троллейбусы отправляются в абсолютно рандомное время каждый час даже с начальной остановки? Почему постоянно изменяется интервал — пусть на минуту две — но меняется? Где логика всего этого?

Автобус №11 в будние дни отправляется в 5:57, 6:11, 6:29, 6:42, 6:54, 7:02, 7:15 и так далее. Почему не в 6:00, 6:10. 6:20, 6:30?

Даже если предположить, что любой маршрут сосуществует в симбиозе со множеством других в местах пересечения по пути следования, то вот вам автобус №112, выезжающий из поселка Сокол к ближайшей станции метро. Интервалами метро можно пренебречь, они слишком небольшие, чтобы к ним привязываться.

То, о чем я толкую, называется тактовым движением и, конечно, давно реализовано на практике в разных странах мира. Понятно, с наземным колесным транспортом это сделать непросто, хотя и можно. Но что же мешает это сделать на железной дороге, где интервалы больше, даже час?

Электричка из Минска в Заславль по будним дням идет в следующие часы: 4:39, 5:21, 5:24, 5:40, 6:02, 6:25, 6:40, 7:24, 7:45, 8:01, 8:16, 8:35, 8:47. Из них часть так называемые «Городские линии», но информацию об этом надо изучать дополнительно.

Что же мешает отправлять обычные синие вонючки, например, в 6:00, 6:30 и 7:00, а «Городские линии» в 6:15 и 6:45?

Да ничего. Именно по такому принципу движется вся Швейцария от магистральных линий до мелких однопуток в глухие горные деревни. В Швейцарии в любой момент на платформе или при планировании поездки из точки А в точку Б ты знаешь, с каким тактом будешь двигаться.

Тактовое движение, когда прошивает всю зону охвата транспорта, упорядочивает передвижение пассажиров, делая пользование им комфортнее. Если автобусы выезжают с конечной остановки в час пик каждые 10 минут, а во внепиковое время каждые 20, то и на все последующие остановки они приезжают с одинаковыми интервалами — как просто.

Почему это не сделано в Беларуси? Потому что транспорт в Беларуси для транспортников, а не для людей. Им так удобнее, никакой другой логики нет.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎