Вроде бы много о чем хочется написать, а садишься думать про сюжет поста и понимаешь, что получается постно. Но по абзацу-два получается и, на удивление, все про транспорт. Про оптимизацию в Минске, про ощущения от ночного автобуса из Киева, про мост на Немиге и другое.
I
В конце декабря я съездил в Молдову погулять по новой для себя стране. Возвращался не так, как ехал туда — выбрал поезд до Одессы, а затем автобус в Минск с пересадкой в Киеве. Меня не очень пугают длинные автобусные переезды, я умею спать практически в любом положении, а кроме того умею не спать до полутора суток без особых последствий.
Но все-таки второе плечо маршрута из Киева в Минск оставило тяжелые впечатления. Все места были заняты, багажом забиты полки и отсеки — в общем, трудящиеся перед Новым годом едут домой с мест временного проживания.
Тяжелее всех пришлось двум белорусам грудного возраста. Им, как и всем остальным, нужно было по обе стороны границы пройти необходимый контроль, а граница на этом рейсе случается глубоко ночью. Непросто было и людям пожилым, и, по большому счету, всем остальным. Внимание, вопрос: как долго еще будет отсутствовать железнодорожное сообщение, раз уж авиа под санкциями? Что именно мешает пустить поезд на несколько вагонов, чтобы люди перестали мучаться? В чем прикол не открывать железку, если трансграничное движение существует и, более того, очень востребовано?
II
Всю неделю ходил с мыслью, что надо бы написать пост про значительную оптимизацию городской и пригородной маршрутной сети Минска и к каким последствиям это приведет в будущем. Вот, вчера ехал домой общественным транспортом от Брикета до метро и обратил внимание на расписание автобусного движения. Это необычная остановка: на ней останавливается только один городской маршрут и куча пригородных с гродненского направления. Расписание выглядит для непосвященного человека очень странно: большая часть автобусов отменена без какой-либо альтернативы, то есть их просто нет. Может, они возили воздух?
В Минске эта оптимизация заметна пока не сильно — убираются крайние вечерние рейсы, закрываются отдельные маршруты по выходным дням — откусывается то, что востребовано пассажирами меньше всего (правда, и в этом нет ничего хорошего, город-двухмиллионник должен организовывать ночные рейсы, а не вовсе закрывать вечерние).
В пригороде изменения кардинальные. С советских времен столица и областные центры опутывали сетью автобусов не только ближайший, то есть свой, район, но и соседние, иногда вплоть до третьего пояса. Теперь же Минск останется в Минском районе, а все остальное отдается перевозчикам и операторам из области.
Хаос, который возник, описать можно скриншотом ссылок на расписания:
Если ехать из Минска, например, в деревню Смолевичского района, вероятно, придется где-то пересаживаться, в то время как раньше можно было напрямки.
Очевидно, такая корявая реализация плана, суть которого также не была разъяснена обществу, приведет к еще большему падению спроса на перевозки силами коммунального транспорта и активизирует маршрутчиков. Ну, а от этих ничего хорошего не жди.
III
Щит хэппенс, но хорошо, когда без трагических последствий — я про мост на Немиге. Удивительно, что упал он в момент минимальной нагрузки, то есть ночью, когда машин почти нет. Плечо несущей конструкции, которое и обломалось — оно рухнуло под тяжестью собственного веса.
Кажется, событие должно сподвигнуть городскую администрацию внимательнее относиться к мостовым переходам в городе. Мост на Немиге не выглядел уставшим в отличие от, например, моста на Московской через железнодорожные пути у платформы «Институт культуры» или путепровода по проспекту Жукова. Наверное, потребует в ближайшее время ремонта мост на Радиальной, который вроде как с начала постройки никогда не становился на капиталку.
С Немигой будет интересно последить, сколько нужно времени на замену несущих конструкций и перекрытий.
IV
Провозная емкость между Минском и Москвой вернулась на доковидный уровень, а на железной дороге благодаря двум десятивагонным «Ласточкам» в сутки и превзошла ее. Год назад, прошлой зимой, когда поездов еще не было, а самолетов всего пару в день, билеты стоили лютых денег и их на всех не хватало.
Первые поезда тоже заполнялись под плешку, давая БЖД фантастические прибыля́. Сейчас же и на поезда, и на самолеты билетов валом, цены на авиа порой чуть выше плацкарта в ночь:
Другими словами, наступила обычная конкурентная ситуация, но, как это обычно бывает у транспортников, никаких проявлений конкурентной борьбы. Ну, уходят вагоны полузаполненными, так и хрен с ним. Самолеты с неполной загрузкой? Да ладно, что поделаешь, жизнь такая.
Уму непостижимо. Каждый раз в шоке.
V
В конце января умрет приложение TIX для оплаты проезда в общественном транспорте со смартфона. Пользоваться схожим с ним «Оплати» большой грех, потому что там все сделано не для людей. TIX же развивался и стал действительно удобным, я к нему привык.
Не знаю подноготной, только подозреваю, что «Минсктранс» не соглашался на скидку за проезд для плательщиков через смартфон (тем более стоимость проезда утверждается Совмином), а инвестор TIX не нашел способов возмещать свои расходы.
Выводы печальные: в 2022-м году минчане вновь остаются без возможности платить в общественном транспорте какими-то не дедовскими способами. Просто банковской карточкой запретили еще давно.