Не хотел сегодня писать никаких постов из-за занятости, но с утра был годный срач в твиттере, который я поддерживал прямо из стоматологического кресла во время лечения зуба 😂 На «Онлайнере» вышел текст про белорусов, которые набрали 100 баллов из 100 возможных на централизованном тестировании, и сразу же нашелся умник, который принялся острить про карьеру в «Маке». Меня такие вещи задевают. Ну, во-первых, все работы хороши, а в «Маке» можно сделать отличную карьеру (вообще любая крупная сетевая корпорация это быстрый социальный лифт наверх при умелом применении); во-вторых, хороший аттестат и высокий результат на ЦТ однозначно указывают на интеллект выше среднего, усидчивость, тренированную память и крепкие морально-волевые качества. Прекрасный стартовый набор для дальнейшего образования и профессиональной карьеры. Уж точно лучше, чем умение списывать и гуглить тупые рефераты про пестики и тычинки. Умные люди вызывают огромное уважение независимо от того, насколько они способны строить карьеру, а троечники, как правило, ничего особенного в жизни не добиваются, как бы отдельные частные случаи ни тешили их самолюбие.
Есть такое расхожее мнение: чтобы получить высокий балл на экзамене или тестировании, нужно просто все заучить и всего делов. Но обладателей этого мнения почему-то не беспокоит, что если настолько просто добиваться хороших оценок, то почему не стоит очередь за золотыми медалями в школах и красными дипломами в университетах? Почему победа на предметной олимпиаде даже на уровне района считается достижением, а республиканская котируется настолько, что открывает двери вузов?
Логика «троечника» — типа все эти знания, отраженные в аттестате, искусственные, не отражают настоящий уровень интеллекта — разбивается о простейшие наблюдения. Хорошие заведения, дающие среднее образование, например, ряд гимназий, лицеев, в итоге формируют устойчивый поток будущих студентов и карьеристов в хорошем смысле этого слова. А профессионально-технические средне-специальные заведения почему-то не формируют… Разумеется, найдется в мире немало людей с дипломом MBA, но ПТУ №9 за плечами одновременно, однако тех, у кого есть и MBA и лицей БГУ одновременно, точно окажется больше.
Умные люди вообще офигенные и заслуживают уважения по умолчанию, а троечникам его еще надо заслужить. Как ни пыжься, но золотая медаль в школе точно означает, что человек трудился, а наличие тройбанов в документе означает, что не трудился. И дело не столько в том, как именно были получены оценки — дело в том, что один шевелился и добивался результата, а другой рассказывал во дворе байки про Петровича, который не может связать двух слов, но купил Ауди «бочку», настругал сына и дочку и сделал евроремонт. Увы, истории про его одноклассника Иваныча, такого же разгильдяя, опускаются, ведь чего там говорить про спившегося алкаша.
И знаете еще. Я с годами понял, что любой результат, которого добивался и добился человек, имеет важное дополнение, может быть определяющее всю разницу между троечниками и отличниками. Результат приносит удовлетворение, позволяет ощутить если не счастье, то наполнить жизнь смыслом побольше, чем наполняет ее быт. Золотая медаль? Да, я смог и это кайф. Закончил вуз лучше других? Это история про меня. Я потратил на это кучу сил и энергии, но результат принес мне удовлетворение.
Разумеется, хорошие оценки ничего не гарантируют в жизни. Но 100% можно утверждать, что они отражают реальный расклад на шансы — обладатель высоких результатов определенно имеет фору на старте.