Сотня фотографий из аутентичного Тракторозаводского поселка Минска, который, похоже, снесут

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Честно скажу, Тракторозаводской поселок мне было бы куда более жаль, дойди до него ковш экскаватора, чем Осмоловку. Нет, Осмоловка тоже пусть живет, конечно, но типовым двухэтажкам место не в центре города, а на рабочей окраине — как в случае с Тракторозаводским. Однако Минску остро нужна земля, чтобы насовать еще больше панелек: вокруг города остались только священные пахотные земли, в пределах МКАД места почти нет. Наверное, поселок МТЗ снесут — пусть не в этот штурм «всем попицот», так в следующий. А пока время прогуляться по его подворотням. Очень они атмосферные.

Уверен, есть люди, которые не знают, что это за поселок и где он находится. Ну, или не раз в нем бывали, но не подозревали об отдельном наименовании микрорайона. Карта Яндекса определяет границы Тракторозаводского так:

Я полностью согласен с тем, что границы поселка проходят вдоль улиц Долгобродской, Буденного, Щербакова и Клумова, но вот включение в него еще и полосы пятиэтажек вдоль переулка Клумова и Антоновского парка, на мой взгляд, весьма спорно. Все же это абсолютно разные архитектурные эпохи и, главное, предназначение жилья. Тракторозаводской поселок, примыкающий непосредственно к центральной проходной МТЗ, был местом компактного проживания работников флагмана тяжелой промышленности БССР во времена его строительства и развития. Пятиэтажки у Антоновского парка (кстати, вот интересный пост, связанный с этим местом) построены сильно позже.

Главной улицей поселка является улица Олега Кошевого, ее центральная часть. Но от проходной МТЗ сначала идет Тракторозаводской бульвар, ныне представляющий из себя довольно унылое место. В годы легального уличного распития пива он, наоборот, был средоточием жизни трудящихся. Сейчас является исключительно транзитным местом от станции метро и предприятия к местам проживания и конечной остановкой 49-го троллейбуса.

Вид на бульвар от остановки:

Улица Кошевого:

Отходящая от троллейбусного кольца улица Грицевца. Вдалеке виднеется бассейн «Трактор»:

Центральный парадный дом поселка — Кошевого, 10:

Эта сталинка вполне могла бы появиться и на главном проспекте города, получи ее фасад дополнительные украшения.

Вид на дом со стороны улицы Кошевого:

Любопытно, что я ни разу не был в ее дворе. Исправляю оплошность :)

Сейчас во дворе идет стройка, вернее, реконструкция. Судя по паспорту объекта, будет здесь некий лицей МВД.

Соседний дом №8 тоже не по-окраинному помпезный.

Общий вид на начало улицы Кошевого от угла с Клумова:

Общество защиты прав потребителей занимает старую сталинку с мощными колоннами на входе и боковой башенкой. На моей памяти эта башня долгие годы пребывала в плачевном состоянии и перманентной реконструкции.

Впрочем, за первой линией пышных массивных домов скрывается настоящий рабочий поселок с жилищами среднестатистических потребительских свойств в понимании тогдашних архитекторов.

Основной массив состоит из двухэтажных зданий разной степени убитости и ценности.

Это, кстати, прекрасная в своей аутентичности улица Чеботарева, на две головы опережающая Осмоловку по атмосфере. Увы, шансов быть снесенной у нее куда больше.

В этих подворотнях, к слову, прячется штаб непризнанного гения инженерной мысли Юницкого. Вот он:

Еще — здание в стиле позднего агроренессанса некоего ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей».

На Клумова достраивает симпатичный офис клиника «Новое зрение»:

Но вообще гнилых двухэтажек тут больше всего.

Возвращаюсь на улицу Кошевого — центральную улицу Тракторозаводского поселка. Несмотря на то, что по удалению от разворотного кольца троллейбусов этажность домов на ней снижается, кое-какая торжественность на фасадах остается. Это угловые башенки, эркеры, сложные крыши. Часть домов, очевидно, не типовые проекты, а разработанные специально для улицы.

Кошевого, 18:

Кошевого, 9:

Кошевого, 20:

Пересечение Щербакова и Кошевого. На углу стоит глубоко модернизированная пятиэтажка с пристроенными балконами и почему-то несимметричным рядом окон на боковом торце.

В квартальчике, образованном улицами Щербакова, Кошевого и Буденного, также множество двухэтажек-осмоловок самого разного состояния. Видно, что некоторые пытались латать, некоторые оставлены как есть. Очевидно, все это приговорено, вопрос только в заносе от налогового маневра старшего брата.

Вкрапление хрущевки (Буденного, 7/2):

На первых линиях улиц есть дома повыше. Какие-то отремонтированы, какие-то стоят в первозданном виде, один — в процессе:

Здесь на Буденного поселок и заканчивается.

Место, без всяких сомнений, примечательное.

Кстати, у меня есть другие посты о Минске. Выбирай на карте:

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

5
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Nikolay Fomin
Участник
Nikolay Fomin

>> Однако Минску остро нужна земля, чтобы насовать еще больше панелек: вокруг города остались только священные пахотные земли, в пределах МКАД места почти нет.

Так ведь не вокруг, а внутри. Хотя уже «пожертвовали рапсом» в Сухарево, того и гляди за Зацень и Новинки скоро примутся!

В репортаж как-то улица Клумова попала слабо, там тоже довольно хорошо видно развитие района, а особенно — полностью зачищенную уже от всего площадку Клумова-Щербакова-Чеботарёва-Стахановская.

А еще не совсем в тему, но по близости — дальше по Клумова за стоянкой в овраге между железнодорожными путями и (#малоктознает) почти наземным тоннелем метро притаилось здание какой-то непонятной секты с замечательным названием iChurch.

Сергей Полянский
Участник
Сергей Полянский

«на рабочей окраине — как в случае с Тракторозаводским»

окраине? Really? Внутри 2го кольца? Повеселило. Метро в пешей доступности, трам, автобус/троллейбус : 10-15 минут езды до центра.

К сожеланию пост очень поверхностный — живу в этом районе 7 лет и знаю очень много подробностей. Например, новое зрение не достраивается а перестраивает старое крыло.

В посте ни слова про церьковь в центре района, про гиперы почти всех торговых сетей, про божью церковь на Клумова 20 (iChurch) и тд и тп. Сейчас заканчивают капремонты последних сталинок. Единственный минус района — литейка тракторного, несколько дней в году ветер несёт шмон на жилый дома, но остальное время ветер в сторону дражни. Учитывая финансовое положение завода я уверен что его закрытие/перенос -вопрос времени.

Andrey Levch
Участник
Andrey Levch

Частенько туда раньше просто погулять побродить приезжал. Но потом кучу домов отселили, начинают сносить, да и времени меньше стало. Но надо будет как-нибудь съездить еще раз, пока совсем все не снесли.

Андрей Гуринович
Участник
Андрей Гуринович

>> Я полностью согласен с тем, что границы поселка проходят вдоль улиц Долгобродской, Буденного, Щербакова и Клумова, но вот включение в него еще и полосы пятиэтажек вдоль переулка Клумова и Антоновского парка, на мой взгляд, весьма спорно.

Абсолютно с этим согласен, пятиэтажки на карте вообще случайно включил когда только создавал его территорию на карте, в течении недели хрущи из территории выпадут.