После Николаева я начал возвращаться в сторону дома, но у меня еще было несколько остановок и ночевок: Кривой Рог, Александрия, Кременчуг и Полтава. Для тех, кто устал от цикла постов об Украине, обнадеживаю — осталось немного :) На Кривой Рог я выделил две ночевки, потому что город хоть и не является административным центром области, но по факту он один из крупнейших в Украине. А по тактико-техническим характеристикам еще и один из самых длинных в мире. Железорудный бассейн, давший жизнь городу, влияет на все урбанистические процессы в нем, даже на особенности развития общественного транспорта — именно в Кривом Роге построен один из двух в бывшем СССР подземных скоростных трамваев. В криворожском 95-м квартале вырос будущий президент Украины. Наконец, этот город — воплощение индустриальной эстетики, абсолютный must see для тех, кому она близка. В первом посте рассказываю о «Марсе в Украине», прогулке по техногенным маршрутам Кривого Рога с местным проводником Глебом Козловым в рамках экскурсий его онлайн-сообщества.
Цикл: 🇺🇦 Украина. Левобережье | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Чернигов. Вареничная «Балувана Галя» ← Читать!
◉ 02 | Чернигов. Прогулка по центру ← Читать!
◉ 03 | Чернигов. Запущенные окраины ← Читать!
◉ 04 | Семеновка. Самый северный город Украины ← Читать!
◉ 05 | Нежин. Огуречная столица Украины ← Читать!
◉ 06 | Прилуки. Сигаретная столица Украины ← Читать!
◉ 07 | Сумы. Сравнение цен на продукты в украинском и белорусском супермаркете ← Читать!
◉ 08 | Сумы. Экспериментальный район Девятка на намывных землях ← Читать!
◉ 09 | Шостка. Железная дорога для одного поезда Семеновка — Шостка ← Читать!
◉ 10 | Лебедин. Поезд «кукушка» по глухой ветке ← Читать!
◉ 11 | Харьков. Фастфуд «Крылья» ← Читать!
◉ 12 | Харьков. Площадь Свободы. Госпром ← Читать!
◉ 13 | Харьков. Пышный сталинский центр ← Читать!
◉ 14 | Харьков. Трэш-район Москалевка ← Читать!
◉ 15 | Харьков. Единственная в СССР трехуровневая железнодорожная развязка ← Читать!
◉ 16 | Харьков. Идеальный соцгород, поселок тракторного завода ← Читать!
◉ 17 | Харьков. Цены в «Пузатой Хате» в сравнении с белорусским «Лидо» ← Читать!
◉ 18 | Красноград. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 19 | Днепр. Прогулка по центру ← Читать!
◉ 20 | Днепр. Микрорайоны Тополь. Малоизвестная трагедия размыва балки и обрушения домов ← Читать!
◉ 21 | Днепр. Никому не нужное метро ← Читать!
◉ 22 | Днепр. Микрорайон Нижнеднепровск-Узел. Самый плохой район города ← Читать!
◉ 23 | Кривой Рог. Поход по отвалам Кривбасса. Индустриальная красота ← сейчас открыто
◉ 24 | Кривой Рог. Несостоявшийся метрополитен — подземный трамвай ← Читать!
◉ 25 | Кривой Рог. Микрорайон Квартал 95 ← Читать!
◉ 26 | Покров. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 27 | Пятихатки. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 28 | Запорожье. Остров Хортица, ДнепроГЭС, центральный проспект ← Читать!
◉ 29 | Запорожье. Жуткий микрорайон Кичкас ← Читать!
◉ 30 | Запорожье. Запущенный микрорайон Южный ← Читать!
◉ 31 | Веселое. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 32 | Херсон. Неожиданно классный центр ← Читать!
◉ 33 | Херсон. Микрорайон Корабел на речном острове ← Читать!
◉ 34 | Николаев. Прогулка по центру города ← Читать!
◉ 35 | Николаев. Микрорайон Намыв с собственным пляжем ← Читать!
◉ 36 | Александрия. Живые ЛиАЗ-677 ← Читать!
◉ 37 | Кременчуг. Пешеходная прогулка ← Читать!
◉ 38 | Полтава. Два одинаковых обеда в «Хинкальне» — в Украине и Беларуси ← Читать!
◉ 39 | Полтава. Прогулка по центру ← Читать!
Справка на три предложения. Кривой Рог вытянут вдоль пласта железной руды — с юга на север. В интернетах пишут, что город из конца в конец длится 126 километров, но как я ни крутил карты, больше 86 не получалось (с учетом проезда по улицам на автомобиле).
В Кривом Роге действуют шахты, некоторые рекордно глубокие для Европы, а также открытые карьеры. В период приватизации все это добро расползлось по разным рукам, но не деградировало окончательно, так как у железной руды хорошая маржинальность в отличие от, например, угля. В общем, город живет, не сдается, преодолел системный кризис 90-х, характерный разгулом преступности и упадком производства.
На экскурсию по техногенным красотам меня пригласил местный активист Глеб. Если будете в Кривом Роге, смело заказывайте у него экскурсии — есть и индивидуальные, и групповые. Мне все понравилось :)
Встретились мы недалеко от шахты «Родина». В группе туристов было человек 8-9, так как экскурсия эта регулярная еженедельная по воскресеньям. Выдвинулись в сторону старого отвала неподалеку от промзоны «Центрального горно-обогатительного комбината №1».
Я, конечно, сразу принялся фотографировать красные дороги, покрытые железорудной пылью. Пыль вывозится из карьеров колесами грузовиков и, конечно, разносится ветром.
Это отвал, на который нам нужно было взобраться. По фото он кажется небольшим, но, во-первых, в нем 70 метров ближе к небу, а во-вторых, его верхушка отсюда не видна. На склоне отвала есть более или менее удобная тропинка, специального оборудования не нужно, только крепкая обувь с нескользкими подошвами.
Это Глеб:
Это подъем наверх:
А это группа наверху:
Виды с отвала открываются симпатичные!
Вообще, что такое отвал? Это пустая порода, вынутая из карьера и не имеющая никакой ценности. Часть технологических процессов по добыче руды требует перелопачивать массы породы — например, при вскрытии крышки пласта, либо строительстве временных дорог по стенам карьера. Миллионы тонн отвалов не имеют коммерческого смысла, их остается только складировать и рекультивировать. За десятки лет — как на том холме, где побывали мы — природа разобралась сама, «засадив» породу деревцами.
Через какое-то время мы подошли к точке, откуда уже был виден действующий карьер — справа. Разноцветные породы слева это тоже отвал, разноцветность его говорит о том, что в кузова БелАЗов попадали породы с разных горизонтов.
Краем отвала наша группа пошла к карьеру, изредка наблюдая за грузовиками, развозящими породу дальше и дальше.
Мне кажется примерно такие камешки запечатлены на фото марсоходов, а метафора про «Марс в Украине» не такая уже и метафора :)
Финальный подъем и выход на технологическую дорогу большегрузов.
БелАЗы здесь ездят один за одним. Всякий раз поражает эта машина вживую, конечно.
Никакого объектива не хватит, чтобы передать мощь карьера, его масштаб и глубину. Даже больше: наших прекрасных по многим характеристикам глаз тоже не хватает. Это монструозная дырка в земле!
В левых нижних углах следующих двух карточек вы можете увидеть БелАЗы и соотнести их с остальной картинкой.
Затем мы двинулись другой дорогой, пересекая застывшее озеро пустой породы черного цвета с редкими вкраплениями иных цветов.
Если мне не изменяет память, то это поблескивает железный колчедан.
Крупные куски породы, отколовшиеся от пласта в ходе взрыва. Разработка карьеров здесь ведется при помощи старой доброй взрывчатки.
Камень с шурфом для закладки взрывчатки:
Экскурсия длится 4 часа с одним запланированным привалом.
Мы вновь спустились вниз и подошли к трассе, предназначенной для вывоза богатой породы на обогатительные фабрики. Концентрация красноты достигла немыслимых пределов.
Если это не прекрасно, то что тогда прекрасно?
И последняя точка маршрута. Проходим мимо копера шахты «Родина»…
…и выходим к озерам-отстойникам, собирающим технологическую воду, участвующую в процессе добычи под землей. В этих озерах насыщенная железом вода отстаивается, фильтруется естественным образом и запускается в повторный оборот. Нет, ничего страшного не случится, если искупаться в такой воде. Наверное.
Кайф.