Как выглядят новые украинские поезда «Интерсити» и «Четыре столицы» и сколько стоит проезд

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Украинскую железную дорогу ругают и ругают справедливо — за грязь, за низкие скорости, за старый подвижной состав. Но и позитивные изменения в соседней стране тоже происходят, причем начались они значительно раньше, чем в Беларуси. Не буду углубляться в малоинтересные обычному читателю детали, покажу просто, на каких поездах передвигаются украинцы между Киевом и основными городами, а также расскажу о своих впечатлениях от новейшего состава «Четыре столицы», курсирующего между Киевом, Минском, Вильнюсом и Ригой.

Украинцы начали развивать систему поездов «Интерсити» (по аналогии с европейским классом перевозок) довольно давно. Я помню запуск первого относительно скоростного направления Киев — Днепропетровск лет 15 назад. Тогда это были обычные сидячие вагоны под локомотивной тягой. Такие «Интерсити» и сейчас остались в Украине, но вместе с этим тамошняя железка накупила довольно много современных составов и принялась развивать новые направления. Сейчас это и Львов, и Кривой Рог, и Одесса, и Запорожье, и Харьков, и Тернополь и даже городок Константиновка, выступающий в качестве конечной точки бывшего маршрута на Донецк. Донецк, как вы понимаете, ныне не актуален.

Конечно, толчок развитию «Интерсити» придал чемпионат «Евро-2012», к которому были куплены неплохие южнокорейские поезда. Вместе с этим появилось понятие «Интерсити+», где «плюс» символизирует скорости повыше. В ходу и известный нам по вильнюсскому направлению двухэтажный поезд Skoda, и местного производства поезд «Тарпан».

В общем, я лично опробовал «Интерсити» по направлению Харьков — Киев, обслуживаемое именно корейскими составами Hyundai. Их отправляется в Киев несколько штук в сутки, талоны покупаются онлайн на отдельном сайте, но появляются в продаже не за 45 дней, а несколько позже, за пару недель до. Поезда популярные, поэтому озаботиться покупкой стоит заранее.

В составе вагоны двух классов, я брал 1-й. С карты списало 45 белорусских рублей.

Поезд:

«Интерсити» от Харькова до Киева в дороге чуть менее 5 часов (по маршруту через Полтаву), что сразу на 2 часа быстрее самого быстрого «не интерсити». А есть варианты и на 8, и даже на 9 часов между двумя столицами — такое, конечно, надо приравнивать к пыткам.

В вагонах Hyundai все как в обычных евросидячках повсеместно на континенте. В первом классе компоновка кресел 2+2, часть из них развернута по движению, часть против (кресла не разворачиваются). Мне повезло, я сидел по ходу.

Места для ног настолько много, что я смог закинуть одну на другую.

Откидывается столик, есть розетка, вай-фай. Интернет в пути фактически не работал, я переключился на раздачу с мобилы.

По вагонам ходит тетушка с закусками и напитками, карты не принимает. Есть и вагон-бар, но я туда не пошел.

До поездки я слышал, что за годы эксплуатации поезда Hyundai «устали» — и в интерьере, и по качеству движения, мол, плохое содержание путей «разболтало» вагоны. Ну, не все так драматично. Легкие потертости в обивке, конечно, есть, однако совсем не критичные. И движение было плавным, и тихим.

Скорость! На большинстве участков поезд стабильно держал 140 км/ч, но не раз разгонялся до 160. В общем-то, 160 км/ч — это такой особенный рубеж для железных дорог, преодолеть который без кардинальной подготовки профиля пути (в первую очередь речь идет о радиусах кривых и стрелочных переводах) невозможно. Фактически это потолок не только Украины, но и Беларуси в наших положениях.

Горшок в Hyundai тоже самый обыкновенный, но сделал несколько фоток для отчета:

В общем, Hyundai мне полностью понравился, на таком можно смело ездить, тем более аналогичные составы в ходу по нескольким направлениям.

Через 2 часа у меня была пересадка на поезд «Четыре столицы», поездку на котором я специально подгадал (он в ходу лишь 1 раз в 4 суток) — во-первых, было интересно оценить этот распиаренный состав, во-вторых, он едет по участку, где я ни разу не ездил: через Коростень, Овруч, Калинковичи.

Это уже привычный нам «советский» стандарт с плацкартными и купейными вагонами. Есть и люкс! Цены на проезд в нем формируются по какой-то отдельной схеме с твердыми тарифами на участки и классность вагонов. Место в купе до Минска мне обошлось почти в 100 белорусских рублей.

Посадка в поезд осуществляется с первой платформы центрального вокзала. Причем сначала в зале собирается очередища людей, а за 20 минут до предполагаемого отправления ее выпускают на платформу через таможенный коридор. Почему так — потому, что на территории Украины поезд не делает остановок, следующая уже на границе с Беларусью. После закрытия дверей в вагоны заходят и пограничники, оштамповывая трудящихся выездными штампами.

В день моей поездки поезд очень долго не подавали на платформу, в итоге посадка превратилась в свалку. Это привело к тому, что состав вообще не снадбили ничем съестным и жидким. Ни печенья, ни бич-пакетов, ни даже обычной воды — проводник мне жаловался на неразбериху с обслуживанием поезда. При этом я еще забыл купить в дорогу хотя бы минералки, так и просидев до Минска на одном чае (да, чай был).

По поводу самого вагона. Это был абсолютно нульцевый купейник украинского производства. Возможно даже после глубокой модернизации, а не построенный с нуля. Все новое, до чего дотягивался глаз, даже белье и матрац.

На соседнем пути стоял «Интерсити» в Харьков:

Розеточка:

Санитарная комната:

Больше особо про поезд мне сказать нечего. Однозначный плюс за прохождение границы днем, что на фоне «Белого аиста» просто победа. Прибывает в Минск «Четыре столицы» в половину двенадцатого ночи.

Все понравилось, но выживет ли маршрут — вопросец. Люди были, думаю, наполняемость состава можно оценить в 50%, хотя еще и не лето, когда у перевозчиков самый сезон.

Так мое путешествие и закончилось. Спасибо всем, кто дочитал.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎