Вообще советские города — такие себе пространства с точки зрения качества среды и застройки. Отдельные здания, планировочные решения, скажем так, открыточные виды, на мой вкус, интересны, но если спуститься на уровень отдельного человека или семьи, то все плохо. Ничего нового я не напишу: дворы, подъезды, квартиры, тротуары, велодорожки — этого добра вокруг сколько хочешь. Я знаю одно исключение, возникшее, к сожалению, при самых печальных обстоятельствах: город Славутич, последний город СССР, построенный взамен оставленной людьми Припяти. Может, не идеальный советский город, но точно предвестник того, какими были бы последующие спальные районы по всей стране, не случись Беловежские соглашения. У меня был час до заката, чтобы вновь прогуляться по Славутичу, где я уже был 16 лет назад, и оформить несколько наблюдений. Это не тысячное описание известного города, а личные впечатления.
Славутич находится довольно далеко от ЧАЭС и связан с ней железной дорогой, которая вынужденно заходит на территорию Беларуси. О том, как организовано движение на этом участке, я писал в отдельном посте. Эта железная дорога построена еще 90 лет назад, хотя больше не связывает Чернигов и Овруч как когда-то, а обрывается на станции Семиходы непосредственно у атомной станции. В месте, где построен Славутич, существовал лишь небольшой разъезд Нерефа, названный по исчезнувшему уже польскому фольварку.
Места вокруг — густой сосновый лес искусственного происхождения. Заложен он был в те же 30-е годы, к которым относится возведение железки. Это юго-восток полесского региона, ландшафты и пейзажи будут знакомы любому белорусу.
Так вот, Славутич поставили на разъезде Нерефа. Спроектировали в 1986-м, начали строить в 1987-м и тогда же заселять. В город, возведенный с нуля, въехало 25 тысяч квартирантов. По стечению обстоятельств Славутич стал последним городом СССР — до распада страны оставалось всего 3 года.
Эта линия была неэлектрифицирована, но сюда довольно быстро подвели сеть — «благодаря» катастрофе и строительству города электрификацию получил также Чернигов, без заезда в который поезда из Киева не могут попасть в Славутич. Формально атомоград относится к Киевской области, являясь ее эксклавом в Черниговской, так что со столицей есть даже прямое сообщение электричками. На электричке я и приехал, хотя линию давно обкатал.
Сразу за вокзалом по-прежнему стоит остов недостроенной гостиницы-гиганта, достраивать которую уже нет никакого смысла, а сносить дорого.
В город пришли ритейлеры-сетевики, так что теперь есть «Сiльпо» и «АТБ»:
Помимо хорошего транспортного сообщения «может быть идеальный» город сразу получил всю инфраструктуру, необходимую для нормальной жизни. Парки, универсальные торговые площадки, дом культуры с кинотеатром, бассейн, школы, детсады, поликлинику и больницу. Кроме того, было возведено жилье усилиями восьми советских республик.
Вновь стечение обстоятельств, но для Славутича не было необходимости городить высотки и слишком уплотнять кварталы: в городе значительно меньше девятиэтажек, чем всех остальных домов. 80% людей живет в квартирах в пятиэтажках и изредка выше, 20% в коттеджах на 1-2 семьи.
Кварталы строили силами союзных республик: они и проектировали, и поставляли материалы. Получилось круто.
Кто был в Ереване или Армении вообще, сразу узнает фирменный розовый туф — им облицованы здания армянского массива.
Практически все кварталы образовывают большие дворы с минимумом парковок, но максимумом оставленного леса, росшего до строительства Славутича. Иногда пространство разбавлено малыми архитектурными формами и даже мангалами. Мало похоже на тот «совок», который я помню из детства.
Детсад в ходе реновации лишился облицовки туфом:
Максимально странного дизайна термометр на стене:
Обратите внимание на функциональную обрешетку части окон — за годы она рассохлась и кое-где просто отвалилась. Вряд ли подобные стационарные жалюзи имеют смысл в северной Украине, но в Армении распространены. Простой способ рассеивать жестокое закавказское солнце в летний период.
Интересно, что качество среды и жилья в Ереване, каким оно запомнилось мне, вообще не такое :) То есть армяне построили в Славутиче лучше, чем строили у себя.
Соседний квартальчик освоили азербайджанцы. До конца мирного сосуществования двух союзных республик — Армении и Азербайджана — оставались считанные месяцы, когда Славутич был достроен.
К сожалению, я никогда не был в Азербайджане, поэтому не могу соотнести личные впечатления с реальностью последнего советского атомограда, но принцип переноса наработок в помощь пострадавшей республике был соблюден во всех массивах. Да и мотивы солнечной республики угадываются на раз-два:
Мангал-шмангал:
Видимо, фонтан (был):
Обратите внимание, что в кадр не попало еще ни одной высотки, все дома человеческих размеров. И никто не умер!
Дальше грузины. Все примерно так же:
Москва:
Абсолютно типичным было бы найти здесь отсутствие взрослых деревьев и все в парковках, но насколько даже убогонькие советские пятиэтажки иначе смотрятся в разумном окружении. Любо-дорого исследовать:
Ленинград (ныне квартал переименован в «Невский»):
Общественная рекреационная зона, разделяющая кварталы друг от друга. Интересно, фонари сохранились с года постройки или уже новодел? Слишком красиво для современной Украины.
Немного общих видов:
Интересно, что прибалтийские республики в большей степени застроили массивы малоэтажными домами — многоквартирными и индивидуальными. Понятно, есть и многоэтажное жилье. Рига:
Детсад:
Вариант с двухэтажкой:
И однотипными коттеджами, общий вид которых и продуманность квартала архитектором кардинально улучает вид подобной застройки. Сравните с любым аляповатым частным сектором, где кто во что горазд :(
Стремительно темнело, поэтому пришлось пожертвовать литовцами. Один только снимок издалека:
Пожертвовать ради эстонцев, которые в 1987-м (!) году построили в Славутиче коттеджи, до сих пор выглядящие круто:
Эстонская трехэтажка:
И пятиэтажки:
На огромной выдержке в полной темноте два дома из киевского квартала:
Что же дали Славутичу белорусы? Белорусы отсыпали атомограду два центральных магазина, получивших названия «Днепр» и «Минск».
Мэрия:
«Белый ангел Славутича» — скульптура к какому-то юбилею города:
Мемориал первым жертвам злополучной смены ЧАЭС в ночь на 26 апреля. Четверым из этих людей посвящены отдельные материалы в Вики (Акимов, Лелеченко, Ситников, Топтунов), по остальным есть общая статья. Первым идет Ходемчук, старший оператор насосной станции, единственный, чье тело не было найдено.
Вокзал в ожидании поезда. На втором пути стоит электричка, которая утром пойдет на ЧАЭС, где до сих работают люди.