Музей общественного транспорта на ходу — Украина

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Когда я составлял маршрут по центральной и южной Украине, у меня был обязательный пункт, который требовал включения в поездку независимо от сложности логистики и возможных трат — город Александрия Кировоградской области. В общем, ничего особенного в этом райцентре нет, обычный, пусть и не очень мелкий городок, затерянный в степях по правому берегу Днепра. С одним исключением, конечно: Александрия остается одним из очень редких мест на планете, где до сих пор не выводятся из эксплуатации автобусы ЛиАЗ-677М, легенда советского автопрома, тот самый «скотовоз», обеспечивавший городские перевозки в неисчислимом количестве населенных пунктов СССР. «Скотовоз» ушел с минских улиц в 2005-м году, но его специфический запах в салоне и «бульканье» разбитой трансмиссии будут жить в наших сердцах вечно! Я специально приехал в Александрию, чтобы, похоже, в последний раз прокатиться на 677-м. В этом же посте собраны впечатления от покатушек на ушедших из белорусской реальности «старичках» ЛАЗ, ЗиУ-9, ЭР2, все еще остающихся в Украине — настоящем музее общественного транспорта на ходу.

677-й собирали 30 лет и успели собрать почти 200 тысяч (!) экземпляров. Но машина успела устареть еще при жизни на конвейере, а после окончания производства в 1994-м ее начали массово выводить из эксплуатации. ЛиАЗ-677 доминировал в большинстве городов СССР, хотя не везде и уж точно — не в качестве единственного выбора автопарков. Во многих республиках наряду с 677-м работали «Икарусы», ЛАЗы, ПАЗы, ЗИЛы, а в 90-х хлынул поток списанных и подержанных машин из Европы и Китая.

Тем не менее, как мне кажется, именно ЛиАЗ-677 сформировал облик городских перевозок в СССР, и именно он стал самой запоминающейся машиной благодаря своему дизайну и техническим особенностям. Ну, кто не помнит звук «бутылочек»? И как раз 677-е зачастую составляли 100% подвижного состава автопарков райцентров, обслуживая в том числе пригородные перевозки.

Город Александрия Кировоградской области обладает одним из самых больших запасов «живых» «скотовозов». По данным Википедии, их 10 штук и это 5-е место по количеству единиц в одном городе во всем бывшем СССР. В Александрию я и приехал из Пятихаток, выгрузившись на автовокзале.

Большинство городских маршрутов заезжает на площадь перед железнодорожным вокзалом, до которой идти от автобусного минут 5-7. Извилистой улицей я пошел и уже на подходе к площади услышал приближающийся булькающий звук. Из-за поворота выскочил 677-й:

В принципе в случае законодательных ограничений на возраст пассажирского подвижного состава, продление жизни автобуса может быть столь долгим, сколько выдержит его рама — при условии, конечно, наличия запасных частей. Весь вопрос в экономической целесообразности поддержания такой жизни. Например, украинские 677-е повально переведены на газ и, скорее всего, из-за простоты конструкции получают запчасти-самопалы.

На привокзальную площадь прикатил вот такой красавец:

Дожить до наших дней 677-м в Александрии помогла тяжелая экономическая ситуация. Во многих городах там попросту нет коммунального городского перевозчика, а его подвижной состав либо уничтожен и заменен маршрутками, либо перешел в руки частных предпринимателей. Конкретно в этом городе все «скотовозы» приписаны к «паркам» нескольких «ипешников». Они, разумеется, кровно заинтересованы в максимально аккуратном отношении к машинам — так и продолжается их жизнь.

Еще один красавчик на подходе, на этот раз с самодельной решеткой радиатора:

Судя по всему, в данном случае рама уже с прогибом, так осталось ему недолго.

Именно на этом автобусе я проехал несколько остановок. Внутри все как детстве :)

677-й был неудачным автобусом по многим параметрам. С конструктивными недостатками, неудобным салоном, нежизнеспособной автоматической коробкой передач, бензиновым двигателем, жарким местом водителя. От него избавлялись при любом удобном случае, поэтому существование еще живых единиц можно считать чудом. Однозначно, жить легенде осталось не более нескольких лет — они вот-вот окончательно исчезнут.

Чего не скажешь о ЛАЗ-695, которые даже в Беларуси окончательно исчезли всего год-два назад. Родина ЛАЗа — Львов, там был уже несуществующий автомобильный завод. Модель очень живучая и пробегает в Украине и России еще много лет. Причем зачастую отдельные единицы содержатся в идеальном состоянии.

На классическом 695-м я ехал из Покрова в Никополь, и это тоже была машина, переведенная на газ.

695-х в Украине очень много, поэтому для покатушек на таком нет необходимости ехать куда-то специально — достаточно добраться до какого-нибудь райцентра поглуше. Есть на ходу и ПАЗ-672М, коих в Минске если и встретишь, то не чаще раза в год и в статусе чего-либо служебного. Легендарный автобус, просто прямиком из детства (фото сделано в Степянке):

Да, и «Икарусы» тоже есть. Междугородние — само собой, но междугородних парочка и в Беларуси осталась. Городских, видимо, здесь изначально было немного, если вообще были… Попался мне только мягкий, служебный:

Повсеместно работают троллейбусы ЗиУ-9, бывшие основной моделью Минска на протяжении пары десятков лет.

Воспользовался возможностью прокатиться :)

Однако в Ровно и Черновцах есть еще даже и Skoda 9Tr. Увы, в Беларуси их не было никогда:

Касаемо железнодорожного транспорта, есть тоже где покайфовать. В Украине доступен широчайший выбор классических «кругломордых» электричек ЭР1/ЭР2 возрастом зачастую за 50 лет.

В основном они сконцентрированы на Южной железной дороге (центр — Харьков), Львовской (Львов) и Приднепровской (Днепр). Причем именно в Днепре бегают наиболее старые составы. Конечно, все они с теми самыми деревянными реечками, чтобы жопка была в полосочку через пару часов пути:

Практически не осталось венгерских дизель-поездов Д1, олицетворения эпохи дизельпанка. Крупнейшее их гнездо располагалось на территории нынешней т.н. ДНР, причем все поезда уничтожены пожаром. Оставшиеся единицы есть в районе Черкасс, Мукачево, Долинской, но словить их будет сложно :( Легче прокатиться на таком из Кишинева в Одессу, он в ходу пока еще каждый день.

Похоже, это все!

Спешите насладиться уходящей эпохой.

Не хотите пропускать мои посты?
Подпишитесь на сообщества в Фэйсбук, Вконтакте или Одноклассниках.
Хотите больше? В Инстаграме, Телеграме и Ютьюбе то, что не попадает в блог!

Ваш бизнес может стать партнером моих путешествий по Беларуси, СНГ, всему миру. Узнайте подробности >>

Кстати, есть и другие посты из Украины. Выбирайте на карте:

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

2
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Владимир Фишман
Участник
Владимир Фишман

Доминированием 677 могла похвастаться Москва и ряд городов СССР, в основном военизированные (как наши Осиповичи, столица 677-х) или новые города при новых заводах (типа Светлогорска), в остальном же всепоглащающей моделью был ЛАЗ, и в Минске тоже, в городах развитее середины 70-х их начали вытеснять 260,280 Икарусы, для Минска 677 это не более знаковая модель в общей массе чем сейчас электробусы. Единовременно их было едва ли больше. А какой запах — не помню, ничё особенного. У Икарусы более узнаваемый.

Владимир Фишман
Участник
Владимир Фишман

в Украине было КУЧА Икарусов 260,280, города ж большие, богатые были, но всё это пало жертвой 90-х.