Большое путешествие по Украине. Запорожье. Остров Хортица, ДнепроГЭС, брутальный центральный проспект

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

В Запорожье я доехал не без некоторых приключений, но мои приключения были компенсированы отличным отелем в центре города. Город вечером оказался абсолютно пуст, вдобавок еще и стемнело, поэтому изучение еще одного промышленного центра Украины я оставил на следующий день. Это был последний дождливый день в череде непогод, дальнейшее путешествие прошло при ясном небе под ярким солнцем. Так как в Запорожье я раньше не бывал, то знакомство с городом начал с основных центров — панорамы ДнепроГЭС и главного проспекта. Проспект изумительно хорош!

До развала «совка» Запорожье очень быстро рос и имел все шансы войти в список миллионников Украины. На пике в городе жило 920 тысяч человек, в то время как сейчас около 750. Очевидно, сказалось разрушение промышленности и вывод из экономики ряда крупных предприятий либо снижение объемов выпускаемой продукции.

Вообще в Запорожье у меня было две обязательные точки: район со странным названием Кичкас (о нем завтра выйдет пост, и вы содрогнетесь) и земной поклон плотине ДнепроГЭС. Интернет подсказал, что лучший вид на плотину открывается с острова Хортица, поэтому я хоть и не планировал посещать его, но пришлось. Не планировал, так как погода не позволяла посмотреть на скалы и обрывы его крутого берега, а ходить по музеям совсем не мое.

Тем не менее, Uber доставил к зданию музея, где карта обещала первую смотровую площадку.

Хортица сам по себе является самым большим островом на Днепре и вдобавок еще и национальным заповедником. Остров некоторое время был местом базирования Запорожской Сечи, административного и военного центра украинского казачества. Сейчас здесь действует не только музей, но и открыт для посещения реконструированное поселение оборонного типа.

На Хортице установлен самый высокий флагшток с флагом Украины — на искусственном холме.

Музей располагает хорошей смотровой площадкой с панорамой ДнепроГЭС. Отсюда видны крайние скальные острова Днепра, формировавшие мощные пороги в этом месте реки и препятствовавшие судоходству. Возведение ГЭС и шлюзовых каналов решило вопрос сквозного прохождения кораблей.

Дорога от музея ведет к укрепгородку. Памятный знак сообщает, что освоен остров казаками был при гетмане Сагайдачном.

— Любимая, пойдем в укромное местечко с обалденным видом…

— Ах, ты такой романтичный!

По острову тут и там разбросаны всяческие кромлехи и прочие святилища, но интернет говорит, что это все новоделы. Не люблю новоделы всей душой.

Собственно, Сечь. Хорошего качества реконструкция, но внутрь я не пошел (потому что реконструкция):

Памятник Тарасу Бульбе:

И отличные виды на город:

Через Хортицу сделан очень мощный переход ЛЭП — от ДнепроГЭС к потребителям в промышленной части города, таким как алюминиевый и титаново-магниевый комбинаты, завод ферросплавов, завод «Кремнийполимер» и другим. Красиво до головокружения:

Теперь в город. Прогулку я начал от пересечения проспекта Металлургов и Соборного проспекта. Соборный — главная улица в городе, прошивает его всю основную часть. Металлургов, пожалуй, второй по значимости, это главная улица в самом старом Запорожье, называемом Соцгородом. Но однозначно назвать место их пересечения центром города довольно сложно, центр это скорее вся «сталинская» часть главного проспекта.

Тем не менее «Макдональдс» построил себе флагманский ресторан именно здесь. Верный признак наиболее людного места.

Соборный проспект имеет длину 10 километров, примерно половина из которых проходит в экстерьерах сталианса. Но в наиболее старой части — в Соцгороде — Соборный сложен и более старыми зданиями. Вот, например, прекрасная модернистская межвоенка:

Дальше начинается уже более близкая нам, минчанам и белорусам в целом, классика. Сталинский ампир в многообразии:

Застройка делает короткую паузу на зеленую зону, оставленную из-за высоковольтной линии, той самой, что от ДнепроГЭС через Хортицу идет в промзону.

Архитектурный прием — «ворота». Запорожье встречает:

Положа руку на сердце, Запорожье получил классный проспект, выдержанный в едином духе, в меру торжественный, мощный, красивый, с любопытными деталями. Ходить по такой улице одно удовольствие!

Перекресток бульвара Шевченко и проспекта. На площади стоит знак I love ZP. Я тоже любил зарплату, когда она у меня была :)

На бульвар смотрит горисполком:

А это парк «Аллея Славы», где растут всякие деревья, в том числе так любимые многими платаны.

Дальше.

Наиболее пышные дома проспекта имеют гравировки типа «Трудящимся Запорожстали», «Трудящимся Коксохимзавода», «Трудящимся чего-то там еще». На торцах можно рассмотреть барельефы на коммунистические темы, декоммунизировать которые сложнее, чем просто спилить Ильича.

ЦУМ. При СССР областным городам был положен ЦУМ, а столице ГУМ и ЦУМ.

Действующий кинотеатр имени Довженко и просто жилые дома:

Поразительная громадина областной администрации:

Буквально сразу после площади перед облисполкомом проспект теряет мощь, убранство, этажность и помпезность и на ближайшем склоне балки прерывается, чтобы продолжиться уже в более неформальной части города — там, где точно не центр.

Не хотите пропускать мои посты?
Подпишитесь на сообщества в Фэйсбук, Вконтакте или Одноклассниках.
Хотите больше? В Инстаграме, Телеграме и Ютьюбе то, что не попадает в блог!

Кстати, у меня есть другие посты из Украины. Выбирай на карте:

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

4
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Андрей Дробышевский
Участник
Андрей Дробышевский

Интересный пост и хороший город

Vitalii Mashko
Участник
Vitalii Mashko

прошлым летом на хортице во время велопрогулки коллеги набрали полные карманы травы %) она там растет просто так.

а военные палатки убрали уже? стояли недалеко от интуриста. там со злобными надписями в сторону путина и тп %)

Victor Sheryshev
Участник
Victor Sheryshev

Отсюда видны крайние скальные острова Днепра, формировавшие мощные пороги в этом месте реки и препятствовавшие судоходству. Возведение ГЭС и шлюзовых каналов решило вопрос сквозного прохождения кораблей.

Вопрос этот был решён задолго до строительства ДнепроГЭС. Каналы построили ещё в 19-м веке. А сейчас кому это судоходство в принципе нужно?

Evgeny Lemekh
Участник
Evgeny Lemekh

Был там пару лет назад. Впечатлил мост! Старый и который уже лет 20 строят.