Немного мыслей об эпохе ультрапотребления и счастье

Немного мыслей об эпохе ультрапотребления и счастье
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Когда в этом блоге еще были комментарии, помню, какой-то гость озвучил очень точную мысль: «В магазине еды как таковой разнообразие небольшое, а вот продуктов — тысячи». И ведь правда: мы живем в мире, где нормальным считается выбор из десятков видов молока, хотя вся разница в этих видах только брендинг упаковки да прикленная к ней маркетинговая легенда. Впрочем, к продуктам питания у меня претензий нет, потому что их перепроизводство нечастая штука, а уж на сколько сегментов разделил производитель свой портфель, дело десятое. Куда страшнее, что экономика товаров народного потребления теперь позволяет создавать чуть не бесконечное множество позиций и наживую отрабатывать A/B-тестирование в поисках хита. Все это делается не из вакуума: забавному половнику-динозаврику за три доллара нужна своя доза нефти, искусственные химические соединения и железная руда. Безделушка, которая ничего не стоит на Wildberries и роль которой быть похороненой в кухонном ящике, сама по себе чистое зло, потому что она могла быть не произведена — мир в ней попросту не нуждается. Она существует лишь потому, что стоит смехотворно мало и может быть куплена «по приколу». Точно так же как футболки в H&M или еще какой-нибудь ширпотреб из магазинов быстрой моды. И сделать с этим ничего нельзя: человек любит потреблять и будет потреблять до тех пор, пока планета не превратится в пустыню.

Каждый раз ближе к 31 декабря в соцсетях одни и те же жалобы — нет новогоднего настроения! Вроде все как положено: и елка в комнате, и холодильник забит вкусным, и иногда даже снег за окном, а волшебства нет. Мозг пытается вернуться в ситуацию, когда наступление последнего дня года гарантировало повышенное содержание кайфа. Телевизор выдавал дефицитные мультфильмы, на столе появлялся салат с горошком и жареная курица, как-то удавалось достать приличную колбасу и что-нибудь придумать для подарков. Разумеется, на фоне заметно более серых будней все это способствовало повышению настроения и появлению приятного ожидания — Новый год по-настоящему казался волшебным. Плюс ко всему, это воспоминание сформировалось у нас в детские или подростковые годы, где эмоции ярче и искреннее.

Сейчас те ощущения повторить невозможно, разве что перебить чем-то более сильным. Все как у любого наркомана на плато толерантности: хочешь что-то почувствовать, повышай дозу. Салата с горошком, увы, недостаточно. Дефицитные мультфильмы или старые комедии тоже уже не бог весть какая ценность — открой компьютер и получи любое кино за минуту в лучшем качестве.

Вообще за последнее время по части удовольствий человечество продвинулось настолько далеко, что вспоминать о каком-то там новогоднем настроении просто глупо. Мы живем в потребительском раю, мы буквально завалены тем, что нам его дарило и что дарило любые другие положительные эмоции. Удовольствие стало обыденностью, бесконечное потребление и есть основное содержание будней, а покупка очередной ненужной безделушки это чтобы почувствовать хоть что-то.

Но и осуждать огулом всех людей нельзя. Человек устроен как устроен, он вообще не обязан жить какую-то особенно осознанную жизнь. Имеет желание и возможность покупать половники-динозаврики, так кто ему запретит?

Мой пост не про нравоучения, ведь я не бог весть какой аскет. Мой пост про важное жизненное наблюдение, сформулированное, конечно, не мной, а сформулированное еще в дохристовые времена, но уточненное исходя из личного жизненного опыта. Оно вот какое: по-настоящему счастливым, устойчиво счастливым человека делает умение извлекать удовольствие из простых вещей. Умение находить кайф в малом и видеть его там, где он не столь явный. А, главное, делать это в условиях, когда у тебя есть возможность иметь десять пар коллекционных кроссовок. Иметь возможность, но не покупать — вот что.

Мир таким, ясное дело, не будет никогда. Мир вообще счастливым быть не может по определению, потому что в основе своей человек действует по простейшему пути: занимает как можно больший ареал обитания и стремится контролировать как можно больше ресурсов. Эта тяга к коллекционным кроссовкам и безделушкам из Wildberries заложена в нас самой природой, просто тяга приняла такую вот форму. У нее есть и другие, более деструктивные, формы, так что пусть уж лучше будут кроссовки, с таким подходом планета протянет дольше.

Но если вдруг одолевают сомнения, если больше удовольствий приносит меньше удовлетворения, советую поискать их в чем-то более простом, буквально на расстоянии вытянутой руки.

Через какое-то время вернется и новогоднее настроение, обещаю.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎