Есть такая известная серия фотографий: Борис Ельцин посещает обычный американский супермаркет и навсегда становится антисоветчиком. Это был 1989-й год, тогда на фоне щемящей пустоты советских магазинов заокеанский продмаг должен был выглядеть особенно красноречиво. Да что говорить, мой отец в 1991-м году впервые посетил США и половину фотографий сделал просто в магазинах – они поражали воображение. Сейчас, в 2021-м, конечно, уже не поражают, но зато позволяют проследить, насколько прилавки стали ярче и привлекательнее даже в сравнении с самой развитой капиталистической страной мира того времени. За эти годы упаковка совершила квантовый скачок и дело не только в дизайне и качестве печати, качественно другой стала, если можно так сказать, инженерная составляющая. Не спрашивайте, как так получилось, но я попал на выставку упаковочной индустрии Росупак, где мне о передовом опыте рассказал Александр Хомиченко, генеральный директор белорусской типографии Uniflex. Это лидер рынка флексопечати в нашей стране и один из топовых игроков российского. Вне всяких сомнений, вы буквально ежедневно держите в руках упаковку и этикетку, которую они печатают, настолько большая и важная это компания. Обещаю, будет очень интересно!
Даже не специалисту понятно, что упаковка один из главных каналов продвижения товара. Причем этот канал открывается в самый последний момент, когда клиент, что называется, созрел – в данном случае, когда мы пришли в магазин и проходим между прилавков. Можно сколько угодно убеждать себя, что любой ваш покупательский выбор является продуктом исключительно холодного расчета, однако в большинстве случаев это не так, и упаковка в этом играет важную роль.
Более того, в определенные моменты эта роль решающая. Тут хорошо подойдет пример с прилавком соков в любом крупном супермаркете – обычно такие прилавки выглядят очень ярко и дают широчайший выбор:
Магазинные соки я пью очень редко за исключением томатного. Понятно, у меня есть какие-то предпочтения, но если на прилавке нет привычной марки, то выбор делается исключительно эмоционально. Убедитесь в этом сами в похожей ситуации перед полкой с какими-нибудь соевыми соусами или сырокопчеными колбасами, то есть теми категориями товаров, в которых представлено огромное число производителей.
Но это еще не все.
Упаковка должна быть удобной, чтобы состоялась повторная и последующие покупки. Знаете, есть чай в пакетиках, который при открытии надрывает ярлычок на мешочке и из-за этого его неудобно заваривать? Так вот, я такой никогда не покупаю, каким бы вкусным он ни был :) И наоборот с удовольствием возвращаюсь к тем продуктам, которые легко открываются по насечкам, их упаковка не разрывается и содержимое не рассыпается. Видели, например, такие пакетики с функцией повторного закрытия? Вообще топчик в поездках.
Со стороны производителей товаров также есть свои требования. Основное: сохранение срока годности продукта. Современная упаковка должна максимально продлевать жизнь содержимому, и в этом достигнуты колоссальные успехи за последние 10-20 лет. Когда кто-то в очередной раз скажет, что вот раньше все было без консервантов (это не так – консерванты известны со времен царя Гороха), то вы ему ответьте: раньше не было таких крутых упаковок.
Современная флексопечать, то есть высокоскоростная печать на гибких полимерных или бумажных материалах, открыла гигантские возможности для производителей упаковки. Стало возможным наносить красивое стойкое изображение на гибкие материалы, обеспечивать на них врезку колпачков, молний, застежек, создавать сложные формы. Кстати, вот стенд мирового лидера в крышках и колпачках:
Menshen является обладателем нескольких ключевых патентов, которые значительно продвинули вперед производство детского питания. Речь о безопасности хранения и сроках годности.
– Самый важный тренд на сегодня – экологичность, – рассказал Александр Хомиченко. – Конечно, с начала пандемии этот вопрос немного сместился на второй план, так как упаковка — это в первую очередь безопасность продукта. Но в то же время в Евросоюзе остается задача к 2030-му году перерабатывать 100% выпускаемой упаковки. А крупные производители продуктов питания типа Mars, Nestle и прочие взяли на себя внутренние обязательства добиться этого уже к 2025-му. Речь не про саморазлагающиеся материалы: скорее всего, человечество придет к консенсусу, что микропластик, который они оставляют, это не меньшее зло. Речь именно про возможность пустить на второй круг использованные материалы. В первую очередь это касается полиэтиленовых пленок. Они и сейчас могут перерабатываться, но пока сложно сделать прочную, красивую и с длительным сроком хранения моноструктурную упаковку. Приходится склеивать разные по составу и характеристикам слои, каждый из которых выполняет свою задачу, а вот расслоить их и переработать уже сложно.
Uniflex в Минске и тысячи других компаний в мире ищут способы создания моноструктурной упаковки, которые будут с легкостью перерабатываться и сохранять при этом все нужные свойства. Александр Хомиченко рассказал, что команда технологов Uniflex подбирает структуры и готовит пробные партии, испытывая их на прочность, барьерные свойства и, конечно, оценивая качество внешнего вида и нанесения красок. “В ближайшее время мы отдельно подробно расскажем о наших достижениях в этом вопросе” — прокомментировал Александр.
Увы, бумага только кажется экологичнее. Мелкие упаковки из нее вообще не перерабатываются, они утилизируются на полигонах либо сжигаются. Но это полбеды. Проблема в том, что нагрузка на окружающую среду выше, чем при производстве полиэтилена, являющегося побочным продуктом нефтепереработки. Например, в сравнении с пластиком при производстве бумаги выделяется на 70% больше CO2, идет в 33 раза больший расход воды, даже без учета количества вырубленных деревьев. Кроме того, бумага плохо дружит с искомыми характеристиками по срокам хранения и барьерным свойствам.
Свое видение экологического будущего у гиганта РУСАЛ, правда, пока переработка фольги и схожих с ней материалов вызывает определенный скепсис у гостей выставки:
Производитель термосумок для курьеров и личного использования. Такие вы видите в продаже рядом с морозильниками в супермаркетах:
Флексографическая печать не стоит на месте. Производители ищут новые способы привлечь внимание покупателей, и отрасль полиграфии им в этом помогает как может. Uniflex в Беларуси, считает Александр Хомиченко, во многом задает планку для отрасли, потому что использует модель полного цикла производства – от собственной дизайн-студии,, лаборатории до логистики и даже помощи в настройке оборудования заказчиков. Крупный бизнес заинтересован не просто красиво упаковать, а еще и упаковывать быстро.