Неочевидная проблема: когда не знаешь, чего ожидать от конкретного интернет-издания

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Через свой блог я рассказал уже о множестве самых разных аспектов работы со средствами массовой информации в интернете, но любопытных тем еще полно. Потому что успешное издание — это всегда тонкая настройка, выверенные пропорции и немного везения. В наше высококонкурентное время больше нельзя просто запустить сайт и рассчитывать, что он выстрелит. Не выстрелит. Если вы запускаете издание по наитию, то спешу вас предупредить о напрасной трате денег. Впрочем, сегодня не о том. Сегодня об одной неочевидной болезни СМИ — об их непредсказуемости, об отсутствии у них ожидаемого образа.

Кто-то может помнить, что я уже говорил о главном правиле интернета: «Никто никому ничего не должен». Это правило полезно выучить до инвестирования в свой сайт кровных 100 тысяч долларов. И даже 5 тысяч. Потому что, стартанув очередной революционный проект, в какой-то момент придется разочароваться. «Разочарование — самая сильная боль души», — говорила моя учительница по русскому языку и литературе в филологическом лицее, и, черт побери, это понимаешь только во взрослой жизни.

Мы — не газетчики, имеющие твердый платный договор с читателем. Через подписку ли, через киоск, но читатель отдает определенную сумму денег за контент, отчего у него возникает обязательство этот контент потребить. Это как будто вы сварили слишком много картошки и, не доев ее за ужином, оставляете на утро, хотя несвежую еду разумно утилизировать.

Так как в Беларуси доля платного редакционного контента равняется почти что нулю, законы потребления здесь совсем другие. Как я уже говорил выше — никто никому ничего не должен, но есть одно «но». До тех пор, пока вы не интересны. Как только сайт становится интересным в постоянном режиме, вокруг него начинает формироваться ядро аудитории — медленно, поначалу очень медленно, но затем с ускорением, пробивая «стеклянные потолки», о которых я поговорю в следующий раз. Не забыть бы привести пример с dev.by!

Ваш сайт — воронка. В этой воронке вам всегда хочется поставить кучу заслонок и фильтров от читателей, хотя логики в этом никакой нет, просто не хватает знаний. О многих барьерах я уже говорил — тут и отсутствие общего языка, и «кладбища контента», и неверно выбранная роль СМИ, и много-много чего еще. Читайте по ссылкам ниже.

Сегодня я хочу научить убрать еще одну, называется она «неожидаемость ресурса» или «отсутствие образа». Проверить, есть ли образ у вашего сайта вы сможете, попробовав описать его одним предложением, а лучше словом. Для кого он? О чем он? Какими эпитетами вы можете его наградить? Я помогу вам: citydog.by «няшный», kyky.org, напротив, «контркультурный», tut.by справедливо заявляет о себе как о «главном ресурсе страны». Отличная установка, она прекрасно транслируется в трудовые массы.

Когда установка транслируется, сайт становится для читателя ожидаемым ресурсом. «Первый по срочным новостям», — говорит lifemews.ru и, случается что экстраординарное, миллионы людей набирают в адресной строке соответствующий адрес. Образ работает и подкреплен реальными делами.

Любой образ имеет право на жизнь, равно как конкурировать можно в самых разных образах. Не обязательно (и даже вредно для вашего кошелька в белорусских условиях) — в оперативности. С пропорциональным успехом конкуренция уместна в «няшности» или «главности ресурса страны». Onliner.by, например, успешно захватывает свою аудиторию лонгридами, эта модель была в свое время внедрена мной и доказала свою эффективность. Большинство аудитории сайта прекрасно знает, что каждое утро Onliner публикует 4 крутых статьи в каждом из разделов — так сайт становится «ожидаемым» и стимулирует возврат читателя на следующий день.

Как же создать образ? У него несколько составляющих, об одной я уже говорил — это жесткий график. Ключевая статья или статьи должны выходить каждое утро. Это чисто технический момент, но есть и более сложный уровень формирования образа — творческий. Здесь все зависит от главного редактора. Его опыт и эрудиция, умение анализировать запросы аудитории запускают процесс мутации сайта — каким-то темам уделяется все больше внимания, каким-то меньше, а от некоторых должно хватать воли отказываться. Как выбрать темы в самом-самом начале? Сесть и составить список всего, что касается сферы интересов вашего издания: про машинки пишем, про «Дажынкi» нет. Через год работы читатель будет понимать вашу редакционную политику не хуже вас.

У меня часто спрашивают, почему adme.ru стал популярен, а сотни аналогичных виральных сайтов довольствуются тем, что есть. Потому что adme.ru старательно создавал свой образ — образ «Творчества, свободы, жизни» — не только побираясь на западных помойках в поисках контентных вирусов, но и генерируя идеи снизу, от коллектива. В рамках выбранной концепции adme.ru стал «ожидаемым» — ресурсом, который хоть и публикует баяны, но иногда выдающий эксклюзивный свежачок.

Я повторюсь. Образ принципиально зависит от человека, принимающего решения, что идет в печать, а что нет. Это должен быть главный редактор, а не владелец бизнеса или журналистская отсебятина. Именно он транслирует определенную атмосферу ресурса, удерживает аудиторию образом сайта и принимает решения о мутации контента.

Работать по наитию, не мутировать, не соблюдать границы сферы интересов сайта — значит упираться в стеклянный потолок, наскучивать и в конечном итоге «бронзоветь» до состояния газеты «Вечерний Минск». Кто-то еще читает то, что было актуальным 25 лет назад?

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Поделись с друзьями!