Антигород Андижан, город, который меня победил

Антигород Андижан, город, который меня победил
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

В прошлом году у меня уже был в блоге пост со словом «антигород» в заголовке — он был о Махачкале. Я забираю свои слова обратно! Махачкала, конечно, не беспроблемная, но тогда я еще просто не побывал в Андижане. Этот узбекский областной центр на самой юго-восточной окраине Ферганской долины стал единственным на текущий момент городом мира, который я отказался смотреть. Я честно пытался — сунулся к пятничной мечети, побывал на главной площади, но дальше был разбит в пух и прах абсолютно сумасшедшим нагромождением хаотической аляповатой застройки последних лет. Такого больше нет нигде, вот настоящий антигород.

Поездка: 🇺🇿 Узбекистан | 🇰🇬 Кыргызстан | 🇹🇯 Таджикистан | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Ташкент. Первое официальное знакомство ← читать!
◉ 02 | Новый деловой район узбекской столицы ← читать!
◉ 03 | Особенный путь развития ташкентского метрополитена ← читать!
◉ 04 | Капля старого Ташкента: махалля Хастимом и ансамбль Хазрати Имам ← читать!
◉ 05 | Ташкентский рынок Чорсу. Обжорные ряды! ← читать!
◉ 06 | Себзар как спальный район по-узбекски ← читать!
◉ 07 | Ташкент. Погружение в плов ← читать!
◉ 08 | Заброс в Ферганскую долину: Коканд ← читать!
◉ 09 | Центр узбекской керамики Риштан ← читать!
◉ 10 | На шелкопрядильной фабрике Маргилана ← читать!
◉ 11 | Столица Ферганской долины, вообще не узбекский город Фергана ← читать!
◉ 12 | Крупнейший город долины будущий миллионник Наманган ← читать!
◉ 13 | Антигород Андижан, энциклопедия всего плохого ← сейчас открыто

◉ 14 | Кыргызстан. Странное устройство железной дороги в Ферганской долине. Город Джалал-Абад ← готовится
◉ 15 | Лицо Средней Азии как оно есть: Ош ← готовится
◉ 16 | Таджикистан. Теплая прогулка по Душанбе ← готовится
◉ 17 | Колоритные спальные районы таджикской столицы ← готовится
◉ 18 | Вторая столица Таджикистана Худжанд ← готовится
◉ 19 | Глубокая провинция — Бохтар ← готовится
◉ 20 | Куляб, ворота Памирского тракта ← готовится

Обычно посты о городах я раскладываю на несколько сюжетов, либо, если город не слишком насыщенный, делаю что-то вроде общего обзора: вот вокзал, тут центр, там несколько особо приметных зданий, а еще давайте посмотрим на спальный район. С Андижаном так бы не получилось в любом случае: он почти весь представляет собой сборку из десятков плотных одноэтажных махалля, лишь немного разбавленных крупными зданиями советского периода.

И хотя городу 2500 лет, никакого «истинного» Андижана тоже нет. Во-первых, он довольно медленно рос, пока через него не была проложена железная дорога, а случилось это лишь немногим более ста лет назад. Во-вторых, в 1902-м году юго-восток Ферганского долины был начисто слизан самым жестоким землетрясением в ее истории.

Капитально изменить лицо традиционного среднеазиатского города не под силу было ни советским, ни теперешним узбекским властям. И те, и другие смогли прорубить несколько крупных широких магистралей, создать несколько более или менее оформленных улиц и площадей. Вот, например, улица Олтинкул, наверняка продукт недавнего времени, если судить по ее рядовой застройке, прикрывающей лабиринты махалля:

Ее центральным украшением является пятничная мечеть Андижана, то есть центральный храм города, где по возможности в пятницу собирается вся община. В целом комплекс построен более ста лет назад, однако в прошлом десятилетии получил расширение за счет нового портала, 52-метровых минаретов и молельного зала на 15 тысяч человек.

Для нашего времени неплохая работа:

Неподалеку расположена и оригинальная джума-мечеть («джума» это и есть «пятничная»), частью имеющая постройки, пережившие землетрясение 1902-го года. Похоже, прокладка улицы Олтинкул распутала ее из паутины улиц махалля, раскрыла навстречу новой широкой магистрали.

Обрамляет ее вся та же новая безликая многоэтажная застройка:

Это самый центр Андижана в непосредственной близости от «облисполкома» (хокимията). Именно здесь в 2005-м году произошли страшные события, позднее названные «Андижанским расстрелом». Сюжет их очень сложен и требует отдельного изучения, поэтому даю ссылку на статью в Вики.

Взглянул на драматический театр:

Затем был план взять такси и пройти проспектом Бабура от железнодорожного вокзала — по карте он выглядел как наиболее «тусовочный» в городе плюс именно на нем нашелся ночлег по приемлемой цене.

И вот именно он меня окончательно и добил.

Проспект представлял собой бесконечный ряд сблокированных разномастных домов с хаотическими парковками перед ними, какими-то лютыми стройками, мусором, беспорядочно мигающими вывесками и так далее. Я устал, сдался и ценой ненаписанного толком поста в блог плюнул и пошел есть самсу (она была вкусной).

Простите старого, но и так, оказывается, бывает.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎