Что может быть приятнее подъема в 6 утра воскресенья ради стокилометрового веломарафона из Руденска в Негорелое? Я лично вскочил от трели будильника с воодушевлением, так как программа поездки была насыщенной: станция перегрузки торфа с узкой на широкую колею, поля добычи полезного ископаемого в глубинах Пуховичского района, пирамида на кладбище в Узде и любопытные артефакты советского прошлого в Шацке. Получилось круто, хоть чуть не треснул афедрон! Даю отчет.
До Руденска доехали двумя «штадлерами» «Городских линий» с пересадкой на центральном вокзале. Разумеется, это был еще один повод обсудить вопрос, когда уже Белорусская железная дорога родит очевидное решение с запуском маршрутного движения в ближайшем пригороде Минска. В Руденске на станции вышли еще в начале девятого утра. Солнце начало припекать, день обещал быть жарким.
Иногда меня спрашивают, что я планирую изучать в Беларуси после объезда всех райцентров и городов. Вот — у меня давно составлен список всех поселков городского типа, а также всех значимых иных поселков и агрогородков. И вообще всех бывших административных центров страны начиная с 1918 года (некоторые из них деградировали до статуса деревень, к слову).
В отличие от районных центров, поселки городского типа и другие населенные пункты с каменной застройкой в большинстве своем выглядят куда более печально. Сыграю на контрасте :)
Хотя Руденск, конечно, за счет близости к Минску и более или менее живом производстве вполне норм.
Шикарный кабанчик на доме быта!
В Руденске нас особенно интересовала станция сопряжения двух железнодорожных систем — широко- и узкоколейной. К поселку подведена линия торфовозной железной дороги «Сергеевичского торфобрикетного завода», образован отдельный узел. Вот от основного хода Минск — Гомель отходит путь к станции:
Подъезд к станции Перегрузочная:
Линия узкой колеи приходит из поселка Правдинский, где работает профильное предприятие. Ну и, конечно, соединяет все уголки месторождения ценного ископаемого.
Вдалеке виден забор станции:
Не удивительно, что узкоколейка на чисто ручном управлении:
В прошлом году я видел многочисленные строительные работы на руденской системе, причем в капитальном виде, с полной заменой рельсошпальной решетки. Сейчас на Перегрузочной за забором лежит прорва железнодорожных запчастей — возможно, мое прошлогоднее наблюдение и вот эта фотка связаны между собой:
Увы, на территорию станции нас не пустили суровые торфомужчины, испугавшись, что мы потом «наснимаем фоток в интернет». Бдительность региональных предприятий существенно выросла с появлением телеграм-канала Нехта.
Разбитым проселком выехали к деревне Цитва, где выскочили на трассу Р69. В деревушке был симпатичный магазин, вновь в кабанчике, который за счет редкого использования в Беларуси кажется мне красивее, чем он есть на самом деле :)
Трасса Р69 ведет из Смолевичей через Смиловичи и Руденск в агрогородок Шацк, соединяясь с шоссе Р68. Южнее Сергеевичей на этой дороге я не бывал. В паре мест она пересекается со все той же узкоколейной системой, поддерживаемой в исправном состоянии:
Да, это нормальный профиль железки для небольших скоростей и узкой колеи:
Не доезжая Шацка карта показала возможность съехать к месторождению торфа. Не то чтобы это было для меня внове — нет — но почему бы и не съехать. В какой-то момент дорогу преградил «кирпич» и грозный плакат с требованием иметь документ от заводоуправления. Увы, не про нас.
Брошенная и уже заросшая гора торфа:
В разнотравье валяются ржавые рельсы забытых путей. Бесхозяйственность! Зовите Нехту!
Докатили до Шацка и принялись искать продмаг с целью пополнить запасы воды. Первый попавшийся оказался закрытым навсегда…
Его стены выложены битым стеклом и керамикой. Под крышей ютится гигантское осиное гнездо!
Надо ли говорить, что вокруг магазина припасено красоты еще на 10 таких?
В общем, воды и съестного мы купили в другом месте.
В Шацке на перекрестке дорог сочный артефакт: старая деревянная автокасса с небольшим залом ожидания. Такие кассы строили в относительно крупных населенных пунктах, не имеющих своего автопарка, но генерирующих какой-то значимый пассажиропоток. Практически все они умерли естественным путем, я лично знаю только одну работающую — в Радошковичах.
На столбе нашлось объявление о запуске маршрута Минск — Валерьяны — Шацк. Давно такого не хватало! Это направление осваивает одна из столичных компаний, занимающихся регулярными легальными перевозками. У них уже есть интересные направления типа Минск — Узляны — Руденск.
Стало совсем жарко, останавливаться пришлось чаще.
Мы доехали до Узды, где крайний раз я был аж в 2015-м году. Цель была посетить местный погост и взглянуть на главную (и единственную) «африканскую» пирамиду Беларуси — склеп рода Завишей. Честно скажу, никогда раньше до нее я не добирался.
Пирамида дошла до наших дней из 1800-го года и на самом деле ее создатель вдохновлялся египетскими пирамидами. Там какая-то длинная история про службу в Африке и последующие архитектурные практики в Беларуси :)
В нижней комнате три ряда выемок для тел рода Завишей. В них пусто, тела куда-то делись.
Есть еще второй этаж, где только одна маленькая комнатка для молитв. Сейчас доступ в него возможен лишь при наличии альпинистского снаряжения.
Из Узды мы стали опаздывать на ближайшую электричку в Энергетике, увлекшись мороженым на автозаправке, а потому продлили маршрут сразу до Негорелого, чтобы трек перевалил за сто километров. Да, пришлось для этого сделать несколько кругов по поселку :)
Но сотка состоялась.
Спасибо, что прочли.