Кажется именно распад СССР повлиял на то, что Витебск стал своеобразной культурной столицей Беларуси. Дважды приняв «Фестиваль польской песни» на свежепостроенной площадке амфитеатра, он организаторскими усилиями Родиона Басса стал местом проведения ежегодного форума «Славянский Базар». Определенно, «Базар» сыграл решающую роль в развитии города, значительно улучшившего инфраструктуру за счет бюджетных вливаний. Давайте смотреть на Витебск переходного периода на снимках из 90-х годов.
Начать хочется с по сути ничем не примечательной фотографии, сделанной более 25 лет назад с высокого правого берега Западной Двины. Ракурс на Кировский мост и створ улицы Кирова — что может быть тривиальнее? Но есть в подобных снимках что-то волшебное: за четверть века не изменилось ничего! Все так же величаво несет воды река, плывут по небу облака и зеленеют деревья. Так было, есть и будет:
В общем, и проведение «Славянского Базара» стало не просто традицией, а таким же постоянством как течение Двины. С 1992-го не было ни одного пропуска, мероприятие неизменно проходит в середине лета на нескольких площадках города. Вот, например, Филипп Киркоров в 94-м, когда еще не ошибался с дверьми:
Над дверьми дирекции фестиваля флаги некоторых стран-участниц. Сейчас такое сочетание флагов в одном месте представить очень сложно, но были же времена:
А это снова главная река Витебска в месте впадения в нее Витьбы. Берега ручья густо поросли деревьями, домики без свежевыкрашенных фасадов, витает дух старого города.
В 1993-м году Витебск посетила группа немецких любителей электрического транспорта и густо отсняла троллейбусы и трамваи в городе. Одного-двух снимков было бы достаточно из этой серии, но сама по себе серия дает представление и о некоторых других аспектах областного центра тех лет.
Но сначала просто транспорт. Вот старички модели ЗиУ-682В разворачиваются у вокзала:
Рижский и усть-катавский трамваи на разворотном кольце по улице Горького:
Там же:
Из этого снимка с площади Тысячелетия Витебска мы можем понять, что в 93-м по маршрутам еще бегали «луноходы», ЛиАЗ-677 (что, понятно, абсолютно не удивительно — они даже в Минске до 2005-го бегали):
«Икарусы», понятно, тоже были, в том числе каноничные желтые:
В депо:
Столетие витебского трамвая праздновалось парадом и весельем. Особенность этого «грузовичка» в том, что сделан он базе древнего МТВ-82, машины, чей закат пришел на конец 70-х. Еще один важный момент — строительство гостиницы «Лучеса» на заднем плане. Снимок сделан в 1998-м году.
Еще в 90-х витебский железнодорожный узел начал переходить на обслуживание поездами-гибридами ДРБ1. Живы они и до сих пор: белорусская дорога купила на Рижском вагоностроительном заводе комплекты прицепных вагонов и дооборудовала их локомотивами.
Чье-то свидание. Девчонка одета по-деловому, пацан по-пацански:
Растет и хорошеет микрорайон Юг-3:
И Юг-4, конечно, тоже:
Строительство многоквартирников на улице Труда:
Газетная вырезка про столбик-монолит в областном центре. На закате СССР разворачивалось массовое строительство высоток по этой технологии, но распад страны полностью закрыл ей дорогу — даже в Минске монолитов считанное число.
В ожидании трамвая на улице Гагарина. Рельсы на ней уже сняты:
В кадр попал живой автобусик ПАЗ-672, легенда советского автопрома в классе «пони»:
Последствия взрыва газа в двухэтажке 14 мая 1999 года. Тогда погиб один человек и пострадало еще несколько:
У комбината шелковых изделий. Банкрот с 2023-го года:
В 1995-м году Беларусь праздновала 50-летие Победы. Затронула дата, конечно, и Витебск. Тогда парады и демонстрации еще включали множество живых свидетелей Второй мировой: