«За год до окончания Киевского инженерно-строительного института мы уже знали, что будем направлены на работу в сильно пострадавшую в годы войны Беларусь. И все-таки были несколько ошарашены, когда, выйдя из вагона поезда и миновав времянки станционных сооружений Витебска, увидели руины сметенного с лица земли города, среди которых пробегали вагончики трамвая», — через десятилетия вспоминали Александра и Виталий Даниловы, молодые архитекторы, которым поручили создать новое парадное лицо областного центра — улицу Кирова. Витрина Витебска была в целом завершена во второй половине 50-х годов и, на мой взгляд, по-прежнему является самой пышной и торжественной среди аналогичных витрин других городов страны за исключением Минска. Ее сегодня в этом тексте и буду внимательно рассматривать.
Буквально сразу после окончания войны на всесоюзном уровне прошел съезд главных архитекторов городов, на котором были приняты концептуальные решения относительно формирования центральных стержней крупных населенных пунктов страны. Советские города практически в обязательном порядке при разработке детального плана получали мощную привокзальную площадь, главную улицу и главную площадь. В Витебске этот набор выложен в единую линию, начинающуюся от пассажирского железнодорожного терминала и заканчивающуюся площадью Тысячелетия (первое название Театральная).
Вокзал, улицу и мост через Западную Двину строили разные творческие коллективы, однако, несмотря на отдельные стилевые различия, элементы удачно сложились в единый ансамбль — украшение города.
Станционный комплекс задумал и спроектировал на тот момент сорокалетний москвич Борис Мезенцев, уже обладатель Сталинской премии за высотку Минтранса у Красных Ворот. Он же реализовал проекты вокзалов в Смоленске и Харькове, что объясняет их некоторое сходство (особенно смоленского и витебского).
Значительно более поздний фонтанчик на площади — точная копия фонтанчика на площади райцентра Дубровно:
Портал:
Сталинское ар-деко щедро цитировало римскую классику в части оформления фасадов, мастеря фронтоны, пилястры, картуши на всей доступной территории:
Вокзал некоторое время назад пережил удачный ремонт с полным обновлением внутренней отделки. Однако безенцевские украшения уважительно сохранены — к счастью, никому не пришло в голову закрыть кессоны подпотолочных поверхностей каким-нибудь подвесным потолком с глянцевым блеском.
Не слишком популярный для эпохи сталианса ионический ордер колонн с завитушками классических волют. Удивительно, но волютами украшен и Кировский мост, о чем я напишу ниже.
Поворачиваюсь спиной к вокзалу и смотрю на створ Витебских ворот, начало улицы и бульвара Кирова. Арка на входе появилась здесь значительно позже вместе с капитальным ремонтом к какому-из «Славянских Базаров» несколько лет назад:
Арка ближе:
Современные реконструкторы бульвара назначили ему роль памятника архитектуры послевоенного десятилетия. Орден Трудового Красного Знамени:
Первые дома с башенками по углам, лепниной и раскреповкой фасадов — традиционными инструментами наведения красоты в то время:
Прострелы бульвара в сторону моста через реку и обратно к вокзалу:
Улица Кирова легла в коридоре исторической Вокзальной улицы, соединявшей старый западнодвинский мост и станцию начиная со второй половины XIX века. Массированные бомбардировки города в каком-то смысле дали возможность вообще отказаться от дореволюционного архитектурного наследия в этой части Витебска и возводить новую магистраль с нуля по новым советским стандартам. Улицу расширили в 10 (!) раз, остатки старой застройки или сносили полностью, или прятали за фасадами сталинок.
У творческого тандема Даниловых все получилось:
Опасно разрушилась балюстрада:
Памятник «Молодежи 50-х»:
Бюст Кирова на фоне самого роскошного здания улицы, бывшего ПТУ №19 бытового обслуживания населения, ныне государственного индустриально-технологического колледжа:
Оконцовка бульвара перед выходом на мост:
Короткий визит во двор случайного дома:
Бульвар завершается двумя наиболее высокими зданиями — жилым домом и гостиницей «Двина» (ныне частично общежития медуниверситета). Достраивались они уже другими архитекторами и несколько позже всей улицы, к 1960-му году, поэтому без украшений. Верхние уровни отданы под творческие мастерские.
Вид с моста на Кирова:
С моста на исторический центр Витебска:
Декоративные тумбы по углам мостового перехода украшены массивными позолочеными волютами. Помните, такие же помельче были в капителях колонн на вокзале.
С видом на театр Якуба Коласа:
Со стороны театра раскрывается задумка послевоенных архитекторов города, создававших по-настоящему парадную улицу, в полной мере отвечающую масштабу строительства тех лет. Очень круто:
Место впадения Витьбы в Западную Двину. Витьба по пути через город собирает все уличные стоки, обогащенные песком, грязью и солью:
Витрина города завершается упомянутым уже театром на площади Тысячелетия, финальным аккордом неоклассического кластера культурной столицы Беларуси:
Люблю Витебск.