Сергей Михайлович Прокудин-Горский летом 1912-го года оказал мне неоценимую помощь в подготовке этого поста: приволок на набережную Западной Двины свой фотографический аппаратъ системы Мите-Бермполя и сделал один из шести известных ныне снимков Витебска в ходе своей многолетней, санкционированной лично Николаем II, экспедиции по всем краям Российской империи. В отличие от пяти остальных именно этот не только легко повторить, найдя примерное место установки фотоаппарата Прокудина-Горского, но и почти точно процитировать — за 111 лет композиция практически осталась неизменной. Давайте ее разберем!
Фотограф по образованию был химиком, по призванию еще и инженером и просветителем, поэтому под свое увлечение подогнал научно-техническую базу. Изобрел и запатентовал сенсибилизатор, расширяющий спектральную чувствительность серебряных пластин, запечатлевающих негативы. Прокудин-Горский рано увлекся цветной съемкой, значительная часть его профессиональной биографии ей и посвящена.
На территории современной Беларуси цветное наследие фотографа (есть и черно-белое) следующее: один снимок Борисова, три Верхнедвинска, шесть Витебска, семь Полоцка, два деревни Струнье (ныне Полоцкий район) и один неизвестного села на пути между Полоцком и Верхнедвинском. Снимок называется «Сжатое поле» согласно подписи автора:
В Витебске Прокудин-Горский сделал фотографию с набережной реки, затем поднялся на колокольню Успенского собора и отснял четыре карточки, переставляя аппарат против часовой стрелки. Благодаря им можно оценить застройку дореволюционного города, дошедшую до нас только фрагментами:
Кроме того, он сделал один кадр внутри храма, запечатлев иконостас.
Но давайте о снимке с берега Западной Двины. Найти место съемки не составляет никакого труда: проходим по улице Кирова, у моста берем левее и спускаемся поближе к кромке воды. Примерно здесь:
Разумеется, аппаратура в моих руках (это Redmi Note 11 Pro+) и в руках Прокудина-Горского отличается космически. Главное, его объектив имел абсолютно другие физические характеристики, поэтому в точности повторить его кадр довольно сложно.
Но результат налицо (нажмите для увеличения):
Центральное место на обоих снимках занимает Успенский собор и современный снимок хорошо показывает, насколько точно восстановлен храм. В 1936-м году церковь была снесена, а отстроена заново только в XXI веке… Кроме того, Успенской горе придана более аккуратная форма, а протоптанная «народная тропа» по ее склону заменена на лестницу.
Левее собора в кадре краешек монастыря братьев базилианов. Это оригинальное строение, дошедшее до нас без существенных изменений. Теперь в ней корпус витебской гимназии №1.
Стоит обратить внимание на маловодность реки в день съемки ее в 1912-м году. Думаю, ощущение маловодности дополнено и тем, что в нынешнее время русло углублено, хотя это не отменяет почти пересохшую Витьбу — в таком состоянии я не видел ее ни разу. Короче, лето 1912-го, похоже было сухим (данным по осадкам у меня нет), хотя и очень обычным по температурному режиму (данные по температурам имею).
На переднем плане у Прокудина-Горского застройка современной улицы Толстого, дошедшая до нас без существенных изменений. Сейчас в здании у устья Витьбы женский монастырь, а в 1912-м году это, вероятнее всего, были обычные жилые дома.
Деревянный мост через Витьбу, понятно, не сохранился, хотя пешеходный мост в том же месте имеется и сейчас. Также на месте ратушная башня, опять же, оригинал и в 2023-м — она без особых потерь пережила все трудные эпохи и события.
Наследие Прокудина-Горского тщательно задокументировано, отреставрировано и выставляется публично по адресу prokudin-gorskiy.ru