Витебск очень сильно пострадал во Вторую мировую войну и за исключением отдельных улиц с дореволюционной застройкой фактически строился заново в 40-50-е годы и после. Это во многом наложило отпечаток на то, как сложился областной центр в советское время, какой получил образ и, собственно, каким остался на старых фотографиях. Тогда трамвайная столица БССР, сейчас культурная столица Беларуси, но в любом случае узнаваемый город над Западной Двиной.
Как ни крути, а начинать подборку фотографий нужно с вокзала и улицы Кирова — наиболее парадной и важной оси Витебска, о которой у меня даже был отдельный пост. Здание станции построено по проекту талантливого российского архитектора Бориса Мезенцева, автора одной из «сталинских высоток» в Москве и Ленинского мемориала в Ульяновске. Борис Сергеевич специализировался на объектах общественного назначения и спроектировал вокзалы также в Смоленске, Харькове и нескольких небольших городах СССР. Его стиль узнаваем:
Вокзал служит горожанам и гостям Витебска по сей день, он пережил капитальный ремонт и стал только лучше. В 1990-м же, например, выглядел так:
Улица Кирова, которую я уже упомянул, прокладывалась по территории бывших каменных дореволюционных кварталов и, грубо говоря, обнуляла прошлое района — безапеляционно широкая, торжественная и прямая:
Новой улице понадобился новый мост. Он связал задвинье с основным телом города:
Снимок из 1963-го: ансамбль Кирова полностью завершен, мост открыт, на ногах сандали, на улице лето…
В 1954-м через Витебск прошла автоколонна экспериментального пробега автобусов марки ЗиС-155 Ленинград — Минск. В пробеге участвовало 48 машин, делались остановки по пути. Тут фотография сделана у костела святой Варвары:
Кстати, еще автобусная тема. Снимок территории автопарка №1 от 1966-го года. На площадке зоопарк: ЗиЛы, ПАЗы, ЛАЗы…
Теплоход Минай Шмырев, работавший в качестве пассажирского парома на Западной Двине, идет в рейс. Теплоход был собран на судостроительном в Витебске же:
Но, конечно, самый северный белорусский областной центр славен первым делом трамваями. В Витебске одно время действовала наиболее протяженная рельсовая сеть да и сейчас трамвай играет важную роль в деле обеспечения транспортных перевозок. Горки на Ленина преодолевают машины моделей МТВ и РВЗ:
Эта же горка в 1957-м с видом на футуристическую детскую коляску:
Старичок-рижанин еще со старым логотипом на маске. Снимок 1980-го:
Трамвайный поезд на проспекте Фрунзе:
Где-то рядом, но годы спустя:
Транспортную тему самым неожиданным образом продолжает реактивная авиация. Примерно до 1992-го года в спальном районе Витебска работал кинотеатр в салоне списанного Ту-134. Да не просто списанного, а того, что в 1977-м году захватили осужденные Шелудько и Загирняк и угнали в Финляндию (а хотели в Швецию). В целом их преступление почти удалось, но подвело выпитое пиво и бессонная ночь — террористы уснули, были схвачены полицией и переданы советским властям. Отделались 15-летним и 7-летним сроками.
Западная Двина и слияние ее с Витьбой, где летом 1912-го года фотограф Прокудин-Горский сделал несколько цветных снимков, а я один полностью повторил в 2023-м:
Течет река красивая:
Одно из сильнейших наводнений в городе в апреле 1956-го. Все это талые воды:
Ледоход весной 1979-го. Я такое явление на реках Беларуси последний раз наблюдал в детстве на Припяти:
Герой Советского Союза Федор Блохин на мосту имени себя (точнее, его именем мост будет назван спустя несколько лет после смерти ветерана, но именная табличка появилась до). Федор Блохин спас переправу от подрыва во время освобождения Витебака от нацистов.
Театр Якуба Коласа на Замковой в 1960-м:
Видимо, какая-то выставка, поэтому наведен идеологическо-патриотический марафет. 1977-й:
Ратуша весной 62-го:
В начале 80-х проводились ее реставрационные работы:
Старейшая из частично сохранившихся витебских церквей — Благовещенская — после разрушения в 1961-м в итоге была законсервирована и в таком виде сохранялась вплоть до нашего времени. Сейчас храм восстановлен с элементами оригинальной кладки и стен.
До разрушения в целом здание также можно было считать разрушенным, кроме того, до нас оно дошло в перестроенном виде. Восстанавливалось уже по первому проекту.
Покровский собор не пережил бомбежки 1944-го года и в руинизированном виде простоял до конца 80-х, пока не было принято решение его восстановить. 1979-й:
Перед началом работ:
Торговля с земли у универсама «Каунас». Ныне площади занимает локальная сеть «Веста»:
Торговля капустой в микрорайоне Юг:
Как и предыдущие два снимка, этот сделан в 1982-м. Видимо, фотограф ходил по магазинам в поисках дефицита :)
Магазин «Алеся», уступивший место современном торговому комплексу «Европа»:
Служивый в увольнении зимой 1970-го пришел на киносеанс классического хита «Фанфан-тюльпан» режиссера Кристиан-Жака. И в Витебске можно было прикоснуться к высокому искусству, оцененному даже на Каннском кинофестивале.
Кинотеатр «Беларусь» архитектора Юрия Шпита — близнец минского «Партизана» (ныне «Дом кино»). Витебская «Беларусь» в итоге была реконструирована в многофункционый торгово-развлекательный центр:
Идет строительство Московского проспекта, 1974-й год:
Мощнейшая поливка деревьев на площади Победы:
Чтобы было красиво!
Ну и закончу въездным знаком «Витебск» со стороны Орши, который в конце 80-х стоял буквально в лесу на шоссе, а теперь очутился во дворах многоэтажных домов. Город растет!