Главная стройка Витебска. Полоцкий путепровод за $60 миллионов, строительство которого потребовало сносы зданий и личного контроля Лукашенко

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

У Витебска есть своя инфраструктурная стройка века — Полоцкий путепровод, один из важнейших узлов в центре города, существующий уже более 100 лет. Его работа прерывалась только на первые послевоенные годы, но уже в 50-х город получил полноценный мост через железную дорогу, прослуживший аж до 2018-го. Мост износился до аварийного состояния, поэтому было принято решение ампутировать пролеты и полностью перестроить путепровод, усложнив его конструкцию и заложив прочность на столетие вперед. Настало время посмотреть на красоту!

У Витебска в принципе непростая планировка, осложненная плотным историческим центром, немаленькой рекой и петлями железной дороги. Количество мостов и путепроводов здесь велико, конструкции сложные, движение напряженное — короче, настоящий город.

Полоцкий путепровод объединял улицы Ленинградскую, Космонавтов и Титова, пропуская тысячи машин в сутки, а также трамваи в Железнодорожный район. В ходе реконструкции он будет немного развернут, позволив основному потоку проскакивать мост без смены направления движения, хотя не для витебчан это вряд ли играет какую-то роль.

Мост заметно усложнится, получив дополнительные лепестки и съезды, включив в узел соседние улицы:

Официальный проект:

Кроме того, мост будет приподнят над своим прошлым уровнем — это задел под электрификацию витебского железнодорожного узла. Хотя официально в планах ее нет, знак очень хороший и обнадеживающий: как минимум технически монтаж контактной сети будет возможен.

Для обновленного моста и опор на новых участках было снесено несколько частных домов (город раскошелился на выдачу 17 квартир), а также пару заводских построек. Всего смета выросла до 115 миллионов рублей, часть из которых дал республиканский бюджет, часть областной. Контроль за стройкой публично взял Лукашенко, сроки, как это водится, максимально попытались сократить. Мост будет построен до конца 2020-го года (примерно за 26 месяцев против 49 запрошенных строителями изначально).

У Витебска очень красивый вокзал:

Центральный его фасад смотрит на улицу Космонавтов, которая и переходит в Полоцкий путепровод, поднимаясь над железнодорожными путями. Посередине проезжей части лежат трамвайные рельсы: все четыре маршрута, уходившие через мост, закрыты с ноября 2018-го, когда был закрыт и мост.

Чуть дальше закрыта и вся проезжая часть, превращенная в сплошную стройку:

Где-то отсюда улица Космонавтов начнет подниматься, чтобы достичь новой высотной отметки, заложенной по проекту. Проезжая часть пройдет примерно на уровне вторых этажей двух стареньких домиков, попавших в кадр:

Это не жилые дома: слева станция «скорой помощи», справа магазинчики и офисы.

Строители сейчас заливают фундамент и опоры:

Уровень будущей дороги до поворота на новый путепровод:

Перед въездом на путепровод:

Часть железнодорожных путей уже перекрыто новыми балками, уложенными на новые же опоры — балки стандартные 33-метровые производства фанипольского предприятия, которое сейчас, наверное, переживает хорошие времена в связи с прохудившимися мостами в Минске:

Интересно, что постепенный переход через пути главной витебской станции потребовал нестандартного подхода к пропуску грузовых составов. Мне как раз повезло увидеть, как тяжелый «товарняк» прошуровал по первому пассажирскому пути, так как с этого пути можно попасть под уже готовые пролеты. Это примерно как если бы грузовой проскочил по первому пути в Минске :)

С торца первой платформы хорошо видно состояние всего путепровода: частично он перекрыт, частично пока стоят голые «быки». Обратите внимание на их архитектуру: красиво же!

Несмотря на ходившие слухи о полном закрытии трамвайного движения в сторону Железнодорожного района через Полоцкий путепровод, говорить о таком радикальном шаге преждевременно. Путепровод заложен и спроектирован с трамвайными путями, вся инфраструктура на другой стороне сохранена, также сохранен и коллектив трамвайного парка, ожидающего ввод узла в строй. Думаю, беспокоиться не о чем: в конце концов трамвай для этого областного центра значит куда больше, чем трамвай для Минска.

На открытие Полоцкого путепровода уже заказываю билеты!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎