В 1994-м году депутаты Волковысского горсовета решили, что город, общину которого они представляют, “родился” почти на 250 лет раньше. Случай не уникальный, но редкий: дата 1005-й год возникла из свидетельств отдельных ученых, обнаруживших ее в документе эпохи раннего Туровского княжества. К сожалению, подлинность документа дискуссионна, однако депутатов было уже не остановить – благодаря их голосованию в 94-м Волковыск в 2005-м отпраздновал круглую “днюху”.
Конечно, так или иначе Волковыск очень древний город, на его месте уже X-XI веке жили люди в оформленном поселении с городищем, так что народные избранники из горсовета в чем-то в любом случае правы.
Райцентр немаленький, более 40 тысяч населения. Развита промышленность, все хорошо с транспортным сообщением – крупный узел железных дорог и автомобильных трасс. Волковыск является одной из важных сортировочных станций для грузов, следующих в Польшу по линии Свислочь – Семянувка – Гайнувка. Вторая линия прямиком на Белосток через Берестовицу законсервирована в начале 90-х годов.
В черте Волковыска работает две крупные станции – Город и Центральный. Первая больше про пассажиров, она расположена до ответвления на Мосты и Гродно, вторая скорее грузовая, так как лежит уже за развилкой в сторону Польши.
Скромный автовокзал рядом:
К вокзалу примыкает улица Жолудева, застроенная рядами стареньких каменных домов. Вероятно, эта застройка возникла с прокладкой железной дороги в XIX веке. Тогда станция расположилась даже не на окраине Волковыска, а за его чертой. Сейчас вполне себе единое целое с райцентром.
Большинство домиков не утратили торговой функции, а вот квартир в них больше нет:
У Волковыска сложная планировочная структура, что обусловлено как холмистым рельефом, так и неравномерным развитием города, побывавшем за короткий срок в нескольких государствах. По улице Зенитчиков – в центр:
Застройка на пути в центр очень разнообразная, она накопилась слоями из разных эпох. Вот, скажем, от сталинской осталось здание художественной школы:
А это кирпично-панельные дома и дом быта времен Брежнева:
И тут же православная церковь середины XIX века — все на малюсеньком пятачке:
Улица Ленина по направлению к центральной площади:
На главной площади весомого архитектурного акцента нет, за него выступает разве что универмаг, теперь дающий крышу над головой сетевой «Копеечке»:
К тысячелетию города был обновлен фонтан и установлен на бронзовый постамент волк:
По периметру невысокая преимущественно жилая застройка. На восточной стороне дом культуры:
Взгляд на улицу Победы:
Гостиница “Березка”:
Я пошел еще восточнее по Карла Маркса и далее по Суворова, намереваясь на своих двоих добраться вплоть до городища Волковыска, так называемой Шведской горы. На пути шпили костела святого Вацлава, мощного строения середины XIX века в классическом стиле, но почти без всяких украшений. Если бы можно было выделить отдельный субстиль минимал-классик, то вот это оно. Чудно!
Плебания?
На улице Суворова:
На подступах к городищу:
Холм естественного происхождения соседствует с двумя такими же, на которых и развивался древний Волковыск. Шведская Гора облагорожена, есть каменная лестница наверх, а наверху лавочка. С высоты холма можно обозреть весь без исключения город:
Железная дорога Барановичи — Волковыск — Гродно:
Бывший завод стройматериалов:
Ну и геодезический знак на макушке городища, самая высокая точка в границах райцентра: