Давно хотел поклониться истоку родной для каждого минчанина Свислочи :) Тем более главная столичная река не ахти какая длинная, а свое начало берет всего лишь неподалеку от Заславля. Дело запахло воскресным велопоходом, так как к истоку добавился штурм горы Маяк, считавшейся наивысшей точкой Беларуси влоть до середины XX века, а вместе с этим, собственно, гора Дзержинская и транзит до одноименного райцентра с возвращением домой на электричке. Маршрут по итогу потребовал аж 102 километра кручения педалей, но было интересно. Даю наводки, слайды и рассказываю о поразительной находке — жилой трехэтажке глубоко в лесу Воложинского района. Вокруг ни души и тут р-раз — хрущевка. Шок!
Прогноз обещал кратковременный дождь, и гнилое лето-2019 полностью подтвердило свое реноме: я вышел в 6:20 утра из подъезда и тут же попал под мерзкие капли. Одно радовало: радар обещал, что сырь уйдет через пару часов, поэтому поездка не сорвалась. Однако даже приехав на стартовую точку к платформе Анусино, нам с напарником пришлось порядка часа провести под густыми елями, укрываясь от дождя. Буэээээ.
Мостик через Вилейско-минский канал, уже попадавший в мой инстаграм:
Первым в программе был исток Свислочи. Река начинается от «горы» Маяк (известна также как гора Шаповалы) — 334-метровом холме на краю Воложинского района. Это четвертая вершина страны, но долгое время она ошибочно считалась первой и официально имела высоту аж 356 метров, что выше Дзержинской сразу на 11 метров.
Ориентиром выступали координаты, указанные в Википедии. Энциклопедия утверждает, что исток Свислочи находится в точке 54°02′27″ с. ш. 27°10′22″ в. д. Но даже на карте OSM хорошо видно, что юго-западнее лежит пересыхающее русло, ведущее на сотню метров дальше. И русло это точно попадает в дачный поселок «Аир». Туда мы и поехали.
Ехать было жесточайше тяжело. За короткий перегон пришлось подняться почти на 100 метров, причем в основном по влажным после недавнего дождя грунтовкам. Худшее сочетание, которое существует.
Паутинка:
Ворота в «Аир» (хорошо не Аид):
Прямо напротив этих ворот растут густые заросли, покрывающие ложбину сухого русла. Фактически это и есть точка начала реки, но тут ее не видно вовсе:
Метров через 50 собирается небольшое озерцо, откуда вытекает уже полноценный и видимый глазу ручей. Думаю, его и следует считать истоком. Земной поклон!
Прикол в том, что озерцо тупо огорожено и захвачено хозяином ближайшего участка :) На берегу его он установил пару лавочек и вроде даже какой-то мангал, став единоличным правителем столичной реки.
Над «Аиром» взошло, наконец, солнце, начав подсушивать наше царство-государство. Стало красиво:
Затем мы принялись подниматься на «Маяк». Названа гора так, вероятно, из-за расположенной на ней какой-то радиолокационной установки, поэтому особых надежд побывать прям на вершине не питали. Однако все вышло еще интереснее. На склоне холма внезапно нашелся жилой дом. Да не просто дом, а целая многоэтажка с двумя подъездами. Глухомань-глухоманью и вот так:
Вот она видна из космоса в густом лесу, покрывающем склоны «Маяка»:
Официальный адрес дома: деревня Гиревичи, 80 корпус 1 Раковского сельсовета. Сюр!
Во дворе лежат без присмотра игрушки и стоят велосипеды, припаркованы автомобили.
Конечно, очевидно, что дом построен для обслуживающего персонала военного объекта. Объект оказался действующим, но его охранный периметр совсем небольшой. Практически по всей площади горы можно свободно ездить и ходить.
От дома к объекту ведет пешеходная дорожка:
Мы объехали станцию и вышли на колхозное поле с одиноким деревом, откуда хорошо просматривалась северо-восточная часть Минской возвышенности:
Но поехали дальше — к Дзержинской. Холмов тут много, подниматься по ним жесточайше тяжело, но вот Владислав Леонидович вкручивает со всей силы измерения пульса для. Говорит, 139, значит, лось.
Минская возвышенность как она есть:
Перегон до агрогородка Скирмантово, где и есть Дзержинская, прошел легко после мытарств по гравейкам. Красивое болотце по пути:
Подъезд к Дзержинской издалека. Финальный подъем до 345 метров:
Ну, тут я уже бывал, но приятно было зачекинить побывку именно велосипедом!
Путь к железной дороге оказался куда легче за счет плавного спуска. На санитарной остановке разъехались с комбайном… как бы он разъезжался со встречной легковушкой вообще непонятно: