Уверен, не все знают о белорусском райцентре Вороново. Это не город, а только поселок городского типа в Гродненской области на самой границе с Литвой — в свое время он даже попадал в пределы пограничной зоны и поэтому без специального разрешения посетить Вороново вообще запрещалось. К счастью архаичные правила давно позади, сама зона существенно сократилась, так что Вороново сделало шаг навстречу человечеству. По окраине поселка проходит трасса М11, соединяющая международный пункт пропуска Бенякони с главным шоссе страны М1, являясь составной частью европейского коридора Е85 (далее он уходит на украинский Ковель) — именно в этом контексте многие могли слышать про райцентр. В конце концов в нем расположена крайняя перед границей заправка :) В общем, я наконец побывал в этом загадочном месте, «закрыв» для себя еще один белорусский райцентр и обкатав наконец некатанный мной кусочек белорусской железной дороги Лида — Бенякони. Обо всем этом в сегодняшней блогозаписи.
В Вороново я опять же попал автомобильным транспортом, пригнав из Ивья на дико опаздывающей маршрутке, сократившей мне и без того короткую программу по поселку.
Прямо у автостанции расположено огромное кладбище без единого дерева (сейчас их высадка на могилах запрещена, а старые, говорят, много где удаляют — кто-нибудь знает, зачем?) и с циклопическим костелом.
Костел очевидный новодел и, может быть, когда-нибудь получит украшения, потому что сейчас смотрится жутковато. Хочу еще раз обратить внимание на его размер — он как бы сообщает о том, насколько местное население вовлечено в религиозные дела. Ну, немудрено для национального состава Вороново: по переписи 2009-го года здесь 70% поляков.
Кстати, я немного побродил по кладбищенским дорожкам и практически не нашел кириллицы на надгробиях. Все латиница и польские окончания.
Прогулка мимо поселкового стадиона к центральной площади:
Плошадь совсем небольшая, и исполком небольшой, все сомасштабно населенному пункту.
Местная ошеломляющая особенность: прямо от исполкома видна даже не окраина райцентра — а колхозные поля за ним. Такого я точно не встречал.
Благоустройство. Неплохие деревянные навесы для вьющихся растений — должны создавать арку над лавками. Почти везде растений не было, поэтому просто арки:
Магазин на углу:
Рядовая застройка с примечательным орнаментом-украшением на фронтонах. Любопытно:
Главный перекресток города — улиц Юбилейной и Совесткой. К нему примыкает больший из двух массивов многоэтажной застройки. Меньший на окраине, так что выбор был очевиден.
Конечно, наивно было бы ожидать в Вороново зданий выше пяти этажей. На самом деле эта привилегия требует качественно иной инфраструктуры: наличия соответствующей техники МЧС, лифтовой службы, других мощностей водопроводчиков. Разумеется, на это власти идут в населенных пунктах покрупнее (хотя исключения бывают типа Свислочи под Минском).
По пути к железной дороге я наткнулся на пиццерию, где съел относительно неплохую пепперони. За пределами микроскопического центра Вороново моментально превращается в село:
И даже на железке здесь построена не станция, а однопутный остановочный пункт исключительно для нескольких пригородных поездов в сутки. Такое бывает (Дрогичин, Крупки), но не слишком часто.
Небольшой мемориал у железки:
Со стороны Литвы резервом прошуршал «фантомас», тепловоз 2ТЭ10:
А это мой дизель сообщением Лида — Бенякони.
Сначала я съездил на нем до конечной станции у границы (и там попал на интересный пограничный досмотр: по прибытию поезд не открывает двери, пока по вагонам не пройдут дяди в форме и не проверят паспорта), чтобы поставить галочку на этом участке. Прикольный вокзал:
Ну а затем уже в темноте приехал в Лиду.