Дело не только в низких тарифах. Почему минские таксисты против Uber и Яндекс

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Слышали, вчера устроили стачку таксисты службы 135? Вот, например, материал «Онлайнера» на эту тему: несколько десятков водителей собрались у «Чижовка-Арены», чтобы обозначить свою водительскую позицию. Понятно, ребят волновали вопросы чисто экономические — служба намерилась снизить тарифы, но свой гонорар оставить прежним. Причина в планомерном отборе рынка агрегаторами типа Uber/Яндекс, формат которых предлагает более дешевые поездки. Директор 135 советует компенсировать потери за счет большего объема заказов, но кому это надо — больше заказов с меньшей маржой? Минские таксисты привыкли к другим раскладам :)

Положа руку на сердце, я считаю, что у минских таксистов сложились довольно низкие тарифы. Любой водитель вам расскажет, что раньше были «времена ого-го», а теперь ловить нечего. Причин тому, очевидно, много и они схожи с таковыми в других странах. Порог вхождения в профессию на фоне отсутствия каких-либо ограничений очень низкий, буквально в такси может пойти любой чувак с тачкой не старше 15 лет и минимальными навыками обращения с навигатором. Что они и делают: трудности с трудоустройством толкают тысячи людей таксовать, и все эти ребята дружно работают против цены.

На самом деле крупные агрегаторы типа Uber не делают ничего, чтобы еще ниже опускать цену. Они упорядочивают тот рынок, который уже сложился в городе, собирают под свое крыло тех, кто готов работать за такие деньги. Взамен есть плюшка: непрерывный вал заказов и пиковые расценки по утрам и вечерам, а также в периоды плохой погоды и массовых корпоративов. Это условия, продиктованные сложившимися обстоятельствами: ты либо соглашаешься на них, либо потихоньку теряешь заказы.

Уверен, управляющий 135 это очень хорошо понимает, и ему ничего не остается, кроме как пытаться вписать в рынок свою махину с тысячей водителей. И среди этих водителей, разумеется, будут недовольные, потому что система всегда пытается сохранять равновесие.

В чем же это равновесие? Если часто ездить на такси (как я) и иметь привычку наблюдать, анализировать и делать выводы (тоже про меня), то получается следующая картина. Пока «уберисты» носятся по городу, не успевая сходить в туалет, пацаны из обычных служб даже в час пик (!) могут стоять на такси-парковках и курить «синий винстон». Вот этот простой по умолчанию, от поколения в поколение, заложен в тариф обычного столичного водителя. Этот простой оплатит из своего кармана клиент, который возьмет тачку от борта или закажет ее через колл-центр.

Не хочу, чтобы у читателя сложилось впечатление, будто я против одного формата работы и всеми руками за другой. Нет, я скорее сторонний наблюдатель. Я просто констатирую факт, что система ломается — что профессия таксиста предполагает теперь реально тяжелый хлеб, меньший заработок и честные многочасовые смены от звонка до звонка в заказах.

Возможно, от этого кому-то из старых водителей больно или даже тоскливо. Вероятно, где-то здесь есть какая-то несправедливость (в смене правил всегда есть несправедливость — хотя бы чисто эмоционально). Но рынок есть рынок, он сегодня вот такой: низкоквалифицированные специалисты зарабатывают все меньше, и это одна из фундаментальных характеристик всей убер-экономики, затронувшей далеко не только таксистов.

Кстати, в городе еще до сих пор живы ребята, пережившие даже позапрошлый слом системы — переход от «борта» к колл-центрам. Они стоят у торговых центров и на вокзале, сутками ожидая своего лоха. Идейные анархисты!

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!