Бизнес чего-то ждет, типа вдруг станет «как раньше». Не станет

Бизнес чего-то ждет, типа вдруг станет «как раньше». Не станет
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Уже полтора года отрасль, в которой я занят — PR, маркетинг, медиа в целом — находится в коматозном состоянии. Начавшаяся пандемия коронавируса сначала полностью отменила все оффлайновые мероприятия, а затем повлияла вообще на всю активность с коммуникациями любого вида. Добавил и внутриполитический кризис, конечно. Человечество более или менее научилось жить с ковидом, приспособилось под волнообразное развитие эпидемии, реальная экономика вернулась на путь роста, но о будущем (которое обеспечивается рекламой и PR в настоящем) мало кто думает. Очень хочется вернуться во времена «как было», сдуть пыль с ручек настройки и продолжать жить типа ничего не произошло. Не знаю, может вирус и будет побежден в ближайшее время, хотя надежд на это не очень много. Мир изменился, скорее всего, надолго, может быть, навсегда. Жить по-новому нужно не только одной конкретной рекламной отрасли, а вообще всем. Парадокс: в мыслях все планируют тащить свои бизнесы до конца жизни, передавать детям и внукам, но прямо сейчас ставят их будущее под удар. Недавно пробегала статистика: 200 белорусских турфирм за год отправилось на тот свет — сдулся рынок, спроса на всех не хватает. Может быть, для баланса умрет еще 300, не знаю. Точно знаю, что среди них будут те, которые засели под плинтусом в надежде переждать. Чего вы ждете? Заказывайте услуги о ликвидации, вот это верняк!

Турфирмы вообще как таксисты — всегда ноют. В самые толстые времена, когда в Болгарию из Минска улетало по 10 самолетов в сутки, они тоже ныли. Маржа не та. Клиент, понимаешь, ходит по офисам и ищет цены пониже. И агенты, не умеющие работать как-то иначе кроме конкуренции по цене, отбирали прибыль сами у себя, чтобы клиент оставался. Тем не менее, в вилке между операционными расходами и выручкой поселились тысячи (!) компаний. Для такой небольшой страны как Беларусь это абсолютное безумие: пять направлений морского отдыха и тысячи поставщиков услуг.

Мне в любом случае искренне их жаль, потому что пандемия и последовавшие ограничения на авиаперелеты в связи с санкциями против «Белавии» превратили отрасль в руины, но теперь, когда статус-кво обновлен, произошла коррекция числа игроков, настало время думать о новом будущем. Если все останется как прежде, схема «купить лидов в контексте» продолжит убивать бизнесы, разрушать коллективы и надежды.

Я не специалист по туризму. Я не знаю, почему в отсутствие альтернатив с автобусными турами по Европе нет предложений или их ограниченное количество с экскурсионными поездками в какой-нибудь Узбекистан или Иран — наверное, «воспитать» спрос дорого. Но я специалист по имиджу: если мне нужно будет купить тур в Турцию, и одинаковое предложение по цене и прочим условиям сделает несколько компаний, деньги я отдам тому, кого знаю и кому доверяю. «Суперпупер-трэвел» на раз-два проиграет «Топ-Туру» просто потому что потому.

На этой неделе директор такого вот «Суперпупер-трэвела» рассказал мне, что я со своими идеями обращаюсь не к тому бизнесу. Нет, мол, в туротрасли денег. Другими словами, отрасль ждет, когда вернется взад и можно будет надеть старые удобные тапочки, где все было понятно.

Я же думаю, что «Суперпупер-трэвел» не доживет до той светлой эпохи, потому что у него нет никакого имени. В сужающемся спросе до него все меньше будет долетать денег. Таковы реалии. Чтобы зарабатывать завтра, нужно инвестировать в коммуникации сегодня.

Но бог с ним с туризмом. Что-то щелкнуло в атмосфере и про будущее перестали думать в принципе многие отрасли. Надо переждать. Надо еще чуть-чуть потерпеть. Оптимизация, «режем косты», поменьше рекламы. Это так же тупо как экономить время остановкой часов. Может, они думают, что жизнь не одна и после можно будет попробовать по другому сценарию? Может, если покупательская способность снижается, надо именно перестать заявлять о себе? Как это вообще соотносится к реальностью, с обычной бытовой логикой?

Условия изменились. Жизнь изменилась, все изменилось. Стало хреново — вопросов нет. Но иначе не будет, а если и будет, то без каких-либо вообще прогнозов.

Долго терпеть — терпелка лопнет.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎