Наконец-то выпуск моей любимой рубрики про малодеятельные железные дороги Беларуси, которую никто не читает :) Сегодня аж сдвоенный выпуск, потому что в свою вылазку в Брест я прокатился по двум «усам» самой западной окраины нашей страны — на Влодаву и Высоко-Литовск. Когда-то это была единая магистраль от польского (тогда российского) Хелма в Брест-Литовск и далее в Черемху/Белосток. Ее построили еще XIX веке! Затем дорога закономерно перешла под юрисдикцию второй Речи Посполитой, а после раздела Польши между гитлеровской Германией и СССР стала уже советской. После Второй мировой дорога превратилась в тупиковую из-за разрушенного моста через Буг в районе деревни Томашовка, ну а уже в 2000-х тупиком стала и ее вторая оконечность, когда было закрыто движение между Высоким и Черемхой. В общем, сейчас это суперлокальная магистраль с почти остановившимся движением и смутными перспективами. И очень атмосферная. Погнали.
Для начала штабные карты:
Линия начинается в агрогородке Томашовка от станции Влодава и идет на север вдоль границы с Евросоюзом. Во многих местах идет настолько близко, что следополоса и прочая пограничная инфраструктура наблюдается непосредственно из окна поезда. А станция Дубица и вовсе расположена в приграничной полосе (!) — выходить на ней могут только местные жители, остальным — специальное разрешение.
После Бреста дорога проложена не так близко от границы, точнее, граница назначена в 1939-м году не так близко от железки. Для пассажиров она завершается в поселке Оберовщина (станция Высоко-Литовск) неподалеку от райцентра Высокое. Движение через границу закрыто несколько лет назад (осуществлялось польскими силами). Насчет грузов не знаю, но, судя по всему, они если и есть, то эпизодические.
Начнем от Влодавы. Почему Влодава, если одноименный город находится в Польше? Потому что эта станция была наиболее близко от центра уезда — вот почему. После разделения территорий и разрушения моста нацистами образовалось две станции Влодава: одна осталась у нас, другую построили поляки. Вялое движение есть с обеих сторон, время от времени вспыхивают разговоры о восстановлении моста, но верить в это в наше время чистогана и прибылéй не стоит.
Сейчас между Томашовкой и Брестом всего 2 пары дизелей в сутки и расписание под поездку «туда» и «сразу обратно» не подходит: придется либо ночевать в агрогородке, либо сидеть в нем аж 7 часов. Но спасают маршрутки: они довольно часты.
Почти вся дорога проходит в приграничной зоне, поэтому обязательно иметь с собой паспорт — проверяют 100% всех, но лишних вопросов не задают.
Итак, станция:
Здание во многом сохранилось в том виде, в каком было построено в 1897-м году, хотя и пострадало во время войны. Никакого движения на ней в субботний день не было, только пришедший еще утром из Бреста дизель отдыхал в дальнем углу.
Внутри небольшой зал ожидания с олдовыми креслами. Зал ожидания открыт с 4 утра до 24 ночи, что довольно странно, учитывая расписание (в 7 утра уходит поезд на Брест, в 10 приходит; затем пара идет в 17 и 22 часа).
Касса до сих пор не переведена на BYN :)
Поезд подается за 20 минут до отправления. Народу собралось человек 20, что в принципе весьма неплохо для такой глухомани. В Шестеровке, помнится, людей было 3-4 человека.
65 километров поезд преодолевает за 2 часа. Скорости, конечно, не ахти, выше 60 километров в час не заметил. Самое интересное на этой линии смотреть за границей — в некоторых местах она подходит к вагону на расстояние плевка опытного плевателя. К сожалению, стекла в вагоне были очень грязными, а погода туманной, поэтому сфоткать что-либо приемлемом качестве никак не получалось. Но все же. Если присмотреться, то можно увидеть непосредственно колючку и столбы границы:
А это станция Дубица, интересная тем, что тут постоянно снимают кино про войну и своим расположением в приграничной полосе (!) — такое в нашей стране есть только в Годутишках и здесь. Ровно за зданием станции идет граница.
Если внимательно смотреть за картой во время движения, то можно выловить даже какой-нибудь польский поселок на той стороне. Вот в этих домиках уже живут граждане Евросоюза:
Как назло даже туалет выходил на другую сторону, поэтому и там нельзя было высунуть смартфон и сфоткать что-нибудь заграничное. Вот просто кадр нашей родной Беларуси:
Платформа Юго-Запад уже в черте Бреста. О ней я упоминал в своем посте об одноименном микрорайоне:
Прибываю на станцию Брест. Это Варшавская сторона, откуда в том числе уходит дизель-поезда на Высоко-Литовск, Заболотье и Влодаву:
Второй образовавшийся на обломках империи ус тянется менее чем на полсотни километр на север от областного центра, захватывая в том числе окраину райцентра Высокое. Направление более популярное у местных жителей, и более населенное, поэтому в ходу здесь аж 4 поезда в сутки.
Под поездку подали сдвоенный МДП — двух- и трехвагонники. Из-за огромной очереди в кассу я не успел купить талон, рассчитывая обилетиться в дороге у разъездного кассира, но кассир так и не появился. Это нетипично для Беларуси, поэтому я прошу БЖД простить мне рупь с копейками за ту поездку :)
Здесь смотреть за окном особо нечего, нет почти даже и лесов, все больше распаханные поля. Ко всему прочему сгустился крепкий туман и в итоге я созерцал больше в свою душу, чем по сторонам.
Прибыли на конечную станцию в поселке Оберовщина. Отсюда когда-то уходил вагончик на Черемху, где можно было пересесть на дизель в Белосток, а оттуда в электричку на Гродно. Крутой можно было замутить трип!
Сейчас, увы, ничего нет. Вопросы возвращения вагончика активно обсуждаются на польской стороне, видимо, силами лобби розничных продмагов. Сейчас местные гоняют через границу в «Ашан» на машинах и микроавтобусах.
В поселке же обнаружилась белорусская «Пятерочка» :)
Из поселка можно сразу же умчать в Брест на поезде, но через двадцать минут ожидался автобус, и я выбрал автобус, потому что люблю гонять по незнакомым дорогам, чего и вам желаю.
Кайфовейший трип вышел.