142 страны мира отмечают сегодня Международный день солидарности трудящихся. Во многих выходной: народ потянется на маевки, выпьет различных напитков и воспрянет своим рабочим духом; где-то, возможно, грянут «Марсельезу». Отношение к труду у меня всегда было самое теплое — я люблю работать и приучен работать много, получать удовольствие от сделанного. Если вы думаете, что я всегда был офисным планктоном, то это не так. В моей трудовой биографии самые разные профессии и сегодня, 1 мая, хочу о них рассказать.
Свои первые деньги я заработал в крайне неожиданной сфере. В середине 90-х в частных газетных объявлениях тусовались скупщики цветного металла (это было вполне законно), и мы вместе с братом в деревне у деда насобирали огромное количество медного лома, в основном из старых лодочных моторов. Обмотку необходимо было выпалить из корпуса, затем выбить ее из пазов и очистить. Работа была трудоемкая, моторы тяжелые, но и выхлоп кое-какой имелся — с братом на двоих мы заработали тысяч 300 по тем деньгам или $20. Но двадцатка тогда и двадцатка сейчас — это две большие разницы…
В 97-м я устроился работать на нелегальную овощную фабрику, где заготавливались соленые лисички. Работа была связана с переносом тяжестей: разгружать свежие грибы, заливать рассол в бочки, грузить фуры. Платили много, порядка $2/час, но работа была невероятно тяжелой — настоящая потогонная система. Отработка фиксировалась простым карандашом в клетчатой тетради, платили наличными и с перебоями. Основное правило фабрики было таким: домой не уходишь, пока есть что делать. Никогда не забуду, как в летних июльских сумерках перед воротами просигналил грузовик с прицепом, полный гребанных грибов.
Проработал я там пару месяцев. Это был ад, я гарантирую. За лето усталость накопилась так, что последнюю неделю перед школой я просто провалялся на диване с книжкой, не выходя на улицу. В общем, приятного было мало.
На первом курсе университета я подрабатывал грузчиком в одном из универмагов Минска. Гонял крыс по подвалу, знал, как филонить при разгрузке полутуш, точно умел считать стеклобой при разгрузке алкогольных напитков и был в курсе о реальных условиях хранения продуктов. В общем, ничего особенно страшного, если вы не брезгливы. Да и времена могли измениться.
Худшее, что может быть в этой работе, это ваши напарники. Как правило в грузчики идет асоциальный элемент: выгнать их сложно, потому что иначе работать будет вообще некому, но и помощи от них мало. Если ты более или менее сознательный гражданин, то всю грязную работенку делать придется самолично.
Еще становилось не слишком сладко, когда машин приезжало одновременно много, и водители начинали изрыгать проклятия из-за опоздания на следующую точку, а ты, замудоханный тремя сотнями ящиков чернил, только мог смотреть им в глаза и говорить: «Ребята, ну так какие проблемы? Подсобите!». Некоторые помогали, большинство нет, и я их понимаю.
Два летних сезона я проработал в Строительном монтажно-эксплуатационном предприятии управления Госавтоинспекции Мингорисполкома. Если кратко: наносил разметку на минские дороги. Платили поначалу очень хорошо, но потом доходы упали, работал чисто по инерции.
Работа сезонная и во многом завязанная на погоду. Если устанавливалась сушь и жара, то красили улицы с 8 утра до глубокого вечера, когда уже только с фарами можно было размечать. Ребята вроде меня обычно делали пометки на асфальте для оператора покрасчика, идя впереди машины. За день можно было пройти 30 километров, вдыхая вкусные ароматы автомобильных выхлопов.
Знайте: хуже, чем площадь Ванеева, для разметчика нет. Там реально сходишь с ума.
Наконец, мне пришлось немного побатрачить на стройке. Это была халтурка, на которую мы с компанией знакомых согласились по абсолютной дурости. Задача была поднять на второй этаж несколько тонн кирпича, от чего к вечеру сделалось чудо как хорошо в спине и руках…
Выбирайте офис. В офисах приятнее. И, это, с Днем Труда!