По следам непостроенной магистрали в центре Минска: где должна была пройти дорога, соединяющая разрозненные части города

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Это снова моя любимая рубрика «Бешеной собаке семь верст не крюк» и сегодняшний выпуск посвящен прекрасной улице Минска, которую начали строить много лет назад да так и бросили недостроенной. Отдельный ее участок функционирует под именем переулка Козлова, но магистраль обрывается едва начавшись и на всем протяжении ее предполагаемой трассы сейчас сплошь зеленые зоны, неудобицы и полузаброшенные промзоны. Давайте посмотрим на это чудо из чудес — почти в сердце нашего города.

Как всегда карта! Описываемая несуществующая улица является составной частью второго транспортного кольца. Сейчас кольцо хоть и замкнуто, но частично проходит по трассе третьего кольца, а частично использует улицы, не предназначенные для транзитного движения (например, узкую Столетова или выносную Ваупшасова).

На этой карте я обозначил красным действующее второе транспортное кольцо. Синим — построенные участки кольца, формально не входящие сейчас в его состав (это часть улицы Олега Кошевого и часть переулка Козлова), а зеленым — предполагаемую трассировку отсутствующей магистрали. Большая ее часть лежит вдоль зеленой зоны канала Слепянской водной системы.

Кошевого сразу после пересечения Партизанского проспекта сужается до четырех полос, в то время как до проспекта она шестиполосная, как и предполагается на всей длине второго кольца:

dav

Трасса будущей улицы ляжет по Антоновскому парку. Если верить ходящей по Сети карте — именно по стороне Кошевого, а не Планерной. Беда в том, что сторона Кошевого является полностью благоустроенной зеленой зоной с оборудованными местами для отдыха, в то время как противоположный берег канала в основном малопригоден для прогулок.

dav

Место отпочкования переулка Клумова, на стрелке которой стоит циклопическое здание общаги №9 РУП «МТЗ»:

dav

dav

Антоновский парк хоть и старенький, но очень добротный. Гулять здесь одно удовольствие:

dav

dav

dav

dav

dav

dav

Переулок Клумова огибает квартал старых пятиэтажек перед насыпью, похожей на насыпь проходящей рядом железной дороги. Однако это хозяйство не БЖД, а метрополитена. Внутри этого холма проходит перегонный тоннель «Тракторный завод» — «Пролетарская», сверху на нем хорошо слышно проходящие поезда. Такая конструкция была создана для облегчения прохождения через канал Слепянки, который спрятан в трубы под тоннелем:

dav

dav

dav

dav

Любопытно, что лестница, ведущая наверх тоннеля, отделана кусками битого гранита. Явно метрошное происхождение:

dav

Обернемся на пройденный Антоновский парк:

19-IMG_20170521_160727

На этом цивилизация заканчивается. Сразу после насыпи метро ручей выныривает в глубокий овраг и в густоте зарослей убегает куда-то под железную дорогу. Настоящие джунгли:

dav

dav

Никакого перехода через железную дорогу нет, но тоненькая тропинка говорит о том, что местные здесь ходят:

dav

На другой стороне железки резкий обрыв вниз, с которой я не скатился только чудом. Подняв клубы пыли, оказался внизу у стены полузаброшенной промзоны, вдоль которой течет ручей. Люди здесь ходят нечасто — даже удивительно обнаружить столь глухое место в этой части города:

dav

dav

dav

По обе стороны ручья какие-то предприятия, склады, много пустующих строений. Тропинка понемногу превращается в дорогу — хотя здесь должна была гудеть шестиполосная магистраль!

dav

dav

Где-то здесь должна быть развязка, объединяющая участки первого и второго колец.

Тем временем иду дальше. Тропинка пересекает улицу Смоленскую, слева от меня стоит заправка, смысл размещения которой я все силился понять по карте. Это тупиковая часть Смоленской, ее основная часть оторвана железной дорогой. Посмотрите на карту:

Снимок экрана 2017-05-21 в 21.12.12

И на заправку:

dav

Теперь несуществующая магистраль огибает квартал в границах переулка Козлова, имеющего очень странную географию. Кольцо должно расположиться между каналом Слепянки и жилыми домами:

Переулок выделен серым цветом: в одной части он огибает квартал по периметру, в другой - после разрыва одноименной улицей - соединен со вторым кольцом
Переулок выделен серым цветом: в одной части он огибает квартал по периметру, в другой — после разрыва одноименной улицей — соединен со вторым кольцом

dav

dav

dav

Теннисная школа, позаимствовавшая имя у почившего кинотеатра
Теннисная школа, позаимствовавшая имя у почившего кинотеатра
Громадина хлебокомбината на Антоновской
Громадина хлебокомбината на Антоновской
Цветущий переулок Козлова
Цветущий переулок Козлова

В месте пересечения переулка и улицы Козлова размещен бювет, о котором, помнится, я еще писал во времена работы в газете. Бювет развандален и не работает:

dav

dav

dav

Угловой дом, на первом этаже которого был кинотеатр «Смена»:

dav

Улица Козлова:

dav

Наконец я дошел до второго участка настоящего автомобильного кольца, который построен, но формально не входит в состав этого самого кольца. Переулок Козлова от улицы своего же имени до Академической:

dav

dav

dav

Пожалуй, это единственный переулок Минска, имеющий шесть полос для движения.

Симпатичная новостройка бизнес-центра:

dav

dav

14-я поликлиника, откуда уходят на службу в армию молодые ребята:

dav

dav

6-я клиническая больница:

dav

Супердолгострой многоэтажного паркинга станции скорой помощи, выкупленный иностранным инвестором для реконструкции в торгово-развлекательный центр «Колизей». Здание получило пристройку, но все так же не функционирует:

dav

Открыточный вид улицы Менделеева:

dav

dav

Брошенная остановка на переулке Козлова, где непродолжительное время ходил 14-й автобус:

dav

И, наконец, слияние с ныне действующим вторым транспортным кольцом в районе улицы Академической:

dav

dav

dav

От Партизанского проспекта до Ботанического сада я в итоге прошел 3300 метров. Столько примерно и составит будущий участок второго транспортного кольца.

Если его, конечно, когда-нибудь построят.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎