По следам непостроенной магистрали в центре Минска: где должна была пройти дорога, соединяющая разрозненные части города

dav

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Это снова моя любимая рубрика «Бешеной собаке семь верст не крюк» и сегодняшний выпуск посвящен прекрасной улице Минска, которую начали строить много лет назад да так и бросили недостроенной. Отдельный ее участок функционирует под именем переулка Козлова, но магистраль обрывается едва начавшись и на всем протяжении ее предполагаемой трассы сейчас сплошь зеленые зоны, неудобицы и полузаброшенные промзоны. Давайте посмотрим на это чудо из чудес — почти в сердце нашего города.

Как всегда карта! Описываемая несуществующая улица является составной частью второго транспортного кольца. Сейчас кольцо хоть и замкнуто, но частично проходит по трассе третьего кольца, а частично использует улицы, не предназначенные для транзитного движения (например, узкую Столетова или выносную Ваупшасова).

На этой карте я обозначил красным действующее второе транспортное кольцо. Синим — построенные участки кольца, формально не входящие сейчас в его состав (это часть улицы Олега Кошевого и часть переулка Козлова), а зеленым — предполагаемую трассировку отсутствующей магистрали. Большая ее часть лежит вдоль зеленой зоны канала Слепянской водной системы.

Кошевого сразу после пересечения Партизанского проспекта сужается до четырех полос, в то время как до проспекта она шестиполосная, как и предполагается на всей длине второго кольца:

dav

Трасса будущей улицы ляжет по Антоновскому парку. Если верить ходящей по Сети карте — именно по стороне Кошевого, а не Планерной. Беда в том, что сторона Кошевого является полностью благоустроенной зеленой зоной с оборудованными местами для отдыха, в то время как противоположный берег канала в основном малопригоден для прогулок.

dav

Место отпочкования переулка Клумова, на стрелке которой стоит циклопическое здание общаги №9 РУП «МТЗ»:

dav

dav

Антоновский парк хоть и старенький, но очень добротный. Гулять здесь одно удовольствие:

dav

dav

dav

dav

dav

dav

Переулок Клумова огибает квартал старых пятиэтажек перед насыпью, похожей на насыпь проходящей рядом железной дороги. Однако это хозяйство не БЖД, а метрополитена. Внутри этого холма проходит перегонный тоннель «Тракторный завод» — «Пролетарская», сверху на нем хорошо слышно проходящие поезда. Такая конструкция была создана для облегчения прохождения через канал Слепянки, который спрятан в трубы под тоннелем:

dav

dav

dav

dav

Любопытно, что лестница, ведущая наверх тоннеля, отделана кусками битого гранита. Явно метрошное происхождение:

dav

Обернемся на пройденный Антоновский парк:

19-IMG_20170521_160727

На этом цивилизация заканчивается. Сразу после насыпи метро ручей выныривает в глубокий овраг и в густоте зарослей убегает куда-то под железную дорогу. Настоящие джунгли:

dav

dav

Никакого перехода через железную дорогу нет, но тоненькая тропинка говорит о том, что местные здесь ходят:

dav

На другой стороне железки резкий обрыв вниз, с которой я не скатился только чудом. Подняв клубы пыли, оказался внизу у стены полузаброшенной промзоны, вдоль которой течет ручей. Люди здесь ходят нечасто — даже удивительно обнаружить столь глухое место в этой части города:

dav

dav

dav

По обе стороны ручья какие-то предприятия, склады, много пустующих строений. Тропинка понемногу превращается в дорогу — хотя здесь должна была гудеть шестиполосная магистраль!

dav

dav

Где-то здесь должна быть развязка, объединяющая участки первого и второго колец.

Тем временем иду дальше. Тропинка пересекает улицу Смоленскую, слева от меня стоит заправка, смысл размещения которой я все силился понять по карте. Это тупиковая часть Смоленской, ее основная часть оторвана железной дорогой. Посмотрите на карту:

Снимок экрана 2017-05-21 в 21.12.12

И на заправку:

dav

Теперь несуществующая магистраль огибает квартал в границах переулка Козлова, имеющего очень странную географию. Кольцо должно расположиться между каналом Слепянки и жилыми домами:

Переулок выделен серым цветом: в одной части он огибает квартал по периметру, в другой - после разрыва одноименной улицей - соединен со вторым кольцом

Переулок выделен серым цветом: в одной части он огибает квартал по периметру, в другой — после разрыва одноименной улицей — соединен со вторым кольцом

dav

dav

dav

Теннисная школа, позаимствовавшая имя у почившего кинотеатра

Теннисная школа, позаимствовавшая имя у почившего кинотеатра

Громадина хлебокомбината на Антоновской

Громадина хлебокомбината на Антоновской

Цветущий переулок Козлова

Цветущий переулок Козлова

В месте пересечения переулка и улицы Козлова размещен бювет, о котором, помнится, я еще писал во времена работы в газете. Бювет развандален и не работает:

dav

dav

dav

Угловой дом, на первом этаже которого был кинотеатр «Смена»:

dav

Улица Козлова:

dav

Наконец я дошел до второго участка настоящего автомобильного кольца, который построен, но формально не входит в состав этого самого кольца. Переулок Козлова от улицы своего же имени до Академической:

dav

dav

dav

Пожалуй, это единственный переулок Минска, имеющий шесть полос для движения.

Симпатичная новостройка бизнес-центра:

dav

dav

14-я поликлиника, откуда уходят на службу в армию молодые ребята:

dav

dav

6-я клиническая больница:

dav

Супердолгострой многоэтажного паркинга станции скорой помощи, выкупленный иностранным инвестором для реконструкции в торгово-развлекательный центр «Колизей». Здание получило пристройку, но все так же не функционирует:

dav

Открыточный вид улицы Менделеева:

dav

dav

Брошенная остановка на переулке Козлова, где непродолжительное время ходил 14-й автобус:

dav

И, наконец, слияние с ныне действующим вторым транспортным кольцом в районе улицы Академической:

dav

dav

dav

От Партизанского проспекта до Ботанического сада я в итоге прошел 3300 метров. Столько примерно и составит будущий участок второго транспортного кольца.

Если его, конечно, когда-нибудь построят.

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Я как фанат всех историек Минска ставлю жирный лайк!

  • Eduard Kravchenko

    А почему о 14 автобусе в прошедшем времени? Сайт минсктранс уверяет, что он ходит и сейчас, в среднем 2 рейса в час.

    • Но не по этой улице, если я ничего не путаю

      • sergey.1983

        По переулку Козлова как раз и ходит

  • Андрей Невинский

    «где непродолжительное время ходил 14-й автобус»
    А почему ходил? И сейчас ходит. По крайней мере, на сайте «Минсктранса» есть расписание.

  • Sergeve

    Интересно конечно увидеть, как магистраль впихнут около теннисного корта Смена. Там места вообще нет. Если только распотрошить парки/скверы, но на это же не пойдут…

  • Konstantin Djubkov

    Внесу некоторые уточнения. Остановка не брошена, 14 там ходит. А из поликлиники служить уже не идут, комиссия переехала в Октябрьский район на ул. Казинца, 60

    • Вот уже многие написали, что 14-й ходит по Козлова. Удивительно :) На остановке даже не было таблички с расписанием

      • Ходит. У него дикий маршрут — в основном подвозит народ к той самой поликлинике, плюс свякие глухие районы к метро и второму кольцу.

  • Александр Курзинер

    «Пожалуй, это единственный переулок Минска, имеющий шесть полос для движения.»

    Забыл про Домашевский? Или он уже не переулок?

  • Alex Digger

    Слепянский ручей пропод красивым мостиком, выложенным бутовым камнем.ходит под железкой

  • Красивые места однако..

  • Сергей Анатольевич

    познавательно

  • Sergey Tamkov

    Читал текст, смотрел фото, но всё никак не верится, что это центр Минска.

  • Sergey Nikolaev

    Между Антоновским парком и пер.Козлова — где пересечение ж.д, тупик Смоленской и т д. — диковатая и затерянная местность:) это совсем близко от моего дома, но я там бывал крайне редко

  • Артем

    Чуть не свалился с насыпи в том же месте, только на велике, когда катался по Слепянской водной системе. Вообще очень интересные места там

  • Сергей Сахацкий

    Ну в принципе и построят, только второе кольцо пойдет по планерной, а не по кашевого, и до партизанского проспекта дорога будет проходить мимо омы и завода, и далее через тростенецку между гостиницей и велозаводом. Ну и по дороге подберет первое кольцо на смоленской и доведет его до чапаева. Проекты уже делаются, скоро в экспертизу пойдут.

  • Denis Trybukhovski

    «Кошевого сразу после пересечения Партизанского проспекта сужается до четырех полос» — кстати говоря — до трех, что отлично видно на приведенном фото.

  • Artem Akulov

    круто, не столь давно в этих местах атаковал печень. Душевно там

  • Sergei Garai

    Пожалуй, хорошо, что не построили.

  • Uladzimir Vylinski

    Есть вещи получше, чем шестиполосная магистраль. Так что хорошо, что не построили.

  • vadim_i_z

    На всех схемах, которые я видел, Второе кольцо идет по правому берегу, т.е. вдоль Планерной.

  • Msla99

    Парк облезлый с дряхлой плиткой на Кошевого. Это уродище. Неужели нельзя делать парки как в Берлине (плитка-супер, все облагорожено-ухожено). Поэтому даешь шестиполосную дорогу по Кошевого !