Это снова моя любимая рубрика «Бешеной собаке семь верст не крюк» и сегодняшний выпуск посвящен прекрасной улице Минска, которую начали строить много лет назад да так и бросили недостроенной. Отдельный ее участок функционирует под именем переулка Козлова, но магистраль обрывается едва начавшись и на всем протяжении ее предполагаемой трассы сейчас сплошь зеленые зоны, неудобицы и полузаброшенные промзоны. Давайте посмотрим на это чудо из чудес — почти в сердце нашего города.
Как всегда карта! Описываемая несуществующая улица является составной частью второго транспортного кольца. Сейчас кольцо хоть и замкнуто, но частично проходит по трассе третьего кольца, а частично использует улицы, не предназначенные для транзитного движения (например, узкую Столетова или выносную Ваупшасова).
На этой карте я обозначил красным действующее второе транспортное кольцо. Синим — построенные участки кольца, формально не входящие сейчас в его состав (это часть улицы Олега Кошевого и часть переулка Козлова), а зеленым — предполагаемую трассировку отсутствующей магистрали. Большая ее часть лежит вдоль зеленой зоны канала Слепянской водной системы.
Кошевого сразу после пересечения Партизанского проспекта сужается до четырех полос, в то время как до проспекта она шестиполосная, как и предполагается на всей длине второго кольца:
Трасса будущей улицы ляжет по Антоновскому парку. Если верить ходящей по Сети карте — именно по стороне Кошевого, а не Планерной. Беда в том, что сторона Кошевого является полностью благоустроенной зеленой зоной с оборудованными местами для отдыха, в то время как противоположный берег канала в основном малопригоден для прогулок.
Место отпочкования переулка Клумова, на стрелке которой стоит циклопическое здание общаги №9 РУП «МТЗ»:
Антоновский парк хоть и старенький, но очень добротный. Гулять здесь одно удовольствие:
Переулок Клумова огибает квартал старых пятиэтажек перед насыпью, похожей на насыпь проходящей рядом железной дороги. Однако это хозяйство не БЖД, а метрополитена. Внутри этого холма проходит перегонный тоннель «Тракторный завод» — «Пролетарская», сверху на нем хорошо слышно проходящие поезда. Такая конструкция была создана для облегчения прохождения через канал Слепянки, который спрятан в трубы под тоннелем:
Любопытно, что лестница, ведущая наверх тоннеля, отделана кусками битого гранита. Явно метрошное происхождение:
Обернемся на пройденный Антоновский парк:
На этом цивилизация заканчивается. Сразу после насыпи метро ручей выныривает в глубокий овраг и в густоте зарослей убегает куда-то под железную дорогу. Настоящие джунгли:
Никакого перехода через железную дорогу нет, но тоненькая тропинка говорит о том, что местные здесь ходят:
На другой стороне железки резкий обрыв вниз, с которой я не скатился только чудом. Подняв клубы пыли, оказался внизу у стены полузаброшенной промзоны, вдоль которой течет ручей. Люди здесь ходят нечасто — даже удивительно обнаружить столь глухое место в этой части города:
По обе стороны ручья какие-то предприятия, склады, много пустующих строений. Тропинка понемногу превращается в дорогу — хотя здесь должна была гудеть шестиполосная магистраль!
Где-то здесь должна быть развязка, объединяющая участки первого и второго колец.
Тем временем иду дальше. Тропинка пересекает улицу Смоленскую, слева от меня стоит заправка, смысл размещения которой я все силился понять по карте. Это тупиковая часть Смоленской, ее основная часть оторвана железной дорогой. Посмотрите на карту:
И на заправку:
Теперь несуществующая магистраль огибает квартал в границах переулка Козлова, имеющего очень странную географию. Кольцо должно расположиться между каналом Слепянки и жилыми домами:
В месте пересечения переулка и улицы Козлова размещен бювет, о котором, помнится, я еще писал во времена работы в газете. Бювет развандален и не работает:
Угловой дом, на первом этаже которого был кинотеатр «Смена»:
Улица Козлова:
Наконец я дошел до второго участка настоящего автомобильного кольца, который построен, но формально не входит в состав этого самого кольца. Переулок Козлова от улицы своего же имени до Академической:
Пожалуй, это единственный переулок Минска, имеющий шесть полос для движения.
Симпатичная новостройка бизнес-центра:
14-я поликлиника, откуда уходят на службу в армию молодые ребята:
6-я клиническая больница:
Супердолгострой многоэтажного паркинга станции скорой помощи, выкупленный иностранным инвестором для реконструкции в торгово-развлекательный центр «Колизей». Здание получило пристройку, но все так же не функционирует:
Открыточный вид улицы Менделеева:
Брошенная остановка на переулке Козлова, где непродолжительное время ходил 14-й автобус:
И, наконец, слияние с ныне действующим вторым транспортным кольцом в районе улицы Академической:
От Партизанского проспекта до Ботанического сада я в итоге прошел 3300 метров. Столько примерно и составит будущий участок второго транспортного кольца.
Если его, конечно, когда-нибудь построят.