Кейс «Ёбидоёби» против Позднякова и его пабликов как новый тип PR-угрозы

Кейс «Ёбидоёби» против Позднякова и его пабликов как новый тип PR-угрозы
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Наверняка большинство моих читателей слышало про историю противостояния пабликов Владислава Позднякова и сетей «Ёбидоёби» и «Тануки» — русский националист в изгнании посчитал за повод кошмарить сушильни за использование чернокожих в рекламе. Мол, дело пахнет мультикультурной повесточкой, чему не должно быть места в стране традиционных ценностей и вот этого вот всего. Отдельно «Тануки» в SMM-коммуникациях поддерживала так называемый «месяц гордости», июнь, когда большие мировые бренды обкладываются радужными флагами и топят за равноправие сексуальных меньшинств. «Ёбидоёби» в итоге пошли на попятную и снесли все посты, «Тануки» не сдается, хотя очевидно терпит большие убытки из-за нападок пабликов. Их участники создают фейковые заказы, досят сайт, занимают линии колл-центра — в общем, всячески препятствуют нормальной коммерческой деятельности. Скандал легко вывалился в большую прессу и даже был прокомментирован Песковым, так что с большой долей вероятности закончится показательным отловом пары активистов и показательной их карой — сам Поздняков давно в эмиграции. Проблема в том, что подобный буллинг в теории может быть организован безопасно для инициаторов, а, значит, несет неиллюзорную угрозу, причем не только для чисто коммерческого функционирования бизнеса, но и его имиджевой составляющей. Надо разобраться.

Суть конфликта, если откинуть в сторону радужный флаг «Тануки» (это явное нарушение пусть и странных, но законов Российской Федерации в части пропаганды ЛГБТ, которая без исключений запрещена в соцсетях), натянута как сова на глобус. Очевидно, использование чернокожих в рекламе преследует только цель привлечь внимание яркими образами, а не — господи, боже мой — унижать русскую нацию. Как целую нацию может унизить плакат?

Кстати, у «Тануки» офигенно стильный визуал, прямо кайф:

Поздняков — зеркало левой повестки, прямая противоположность борцов за любые другие «равноправия», когда наиболее активная часть общества требует от бизнеса, например, присягать на верность ЛГБТ или отслеживает соотношение цветных и белых людей в структурах компаний. Несмотря на то, что вся эта движуха имеет мало отношения к бывшему СССР, Поздняков как бы ведет борьбу на подступах, чтобы ни у кого и мысли не было начинать подобную активность. При этом его методы значительно жестче левых, они касаются не только информационного давления, но и финансового. Одно дело держать удар, когда тебя просто размазывают по соцсетям и прессе, другое терпеть настоящие убытки из-за лавины фейковых заказов и отключенного сайта.

«Ёбидоёби» выбрали путь извинений. Формулировку явно не согласовали с юридическим отделом, поэтому нельзя исключать последствий уже и для них по теме розжига. Если фотография с черным парнем оскорбляет недоступного Позднякова и его анонимных активистов это одна история, но когда она, получается, уже по мнению конкретных менеджеров внутри компании, оскорбляет нацию и за это нужно приносить извинения… И это еще в многонациональной стране. Короче, тонкий лед, но бог с ним.

Сам кейс демонстрирует, что случаются ситуации, когда у бизнеса вообще нет хороших ходов. Как бы он ни поступил, на выходе получается неконтролируемое развитие событий и потери в том числе в деньгах. С одной стороны кажется разумным уступить террористу и продолжить жить как ни в чем ни бывало (это похоже на истории с потребительским терроризмом, когда лучше сделать так, как хочет отмороженный клиент, чем пытаться с ним бороться — таких очень мало, но они есть всегда), но с другой мир усложняется и завтра ущемится еще одна группа людей, а потом еще и еще. Сегодня у тебя попросили убрать неугодное изображение, завтра попросят дать денег или что-нибудь другое. Такое «Черное зеркало» в реальной жизни.

А если не уступить, придется терпеть убытки сейчас и отложенную упущенную выгоду потом. Ведь проблемы долетают не только до самой компании, но и их партнеров, например, из числа франчайзи. Вот «Тануки» продолжает платить за войну, которая ей нафиг не упала, и неизвестно, какой у нее запас прочности.

Есть и имиджевая составляющая. Я не знаю, что там с левой темой за пределами МКАД и какой из ходов принесет больше потерь. Вот, «Ёбидоёби» теперь купается в море негатива как минимум в соцсетях, а «Тануки» получает поддержку и заказы. Но какой будет отложенный эффект?

Что в сухом остатке. Публичный бизнес должен разрабатывать стратегию противостояния массированному буллингу. Он может возникнуть не только из-за идеологических разногласий, но и по заказу конкурентов и еще по ряду причин. Разумеется, должен быть какой-то ответ — хорошо, если есть возможность компенсировать все убытки себе и партнерам, но если нет, то буллеров нужно дробить на группы и ослаблять через разногласия. Делать половинчатые уступки, отлавливать отдельных активистов и вести переговоры с альтернативными центрами силы в стане врага. Единство и сплоченность до последнего человека бывает только в сказках.

Кстати, если правовые последствия для участников пабликов Позднякова не наступят, он отвадит бизнес от черных и ЛГБТ на долгий срок. Тут уж все зависит от правоохранительных органов, способных распознать опасность подобных акций в стране, где живет сотня разных национальностей и исповедуется сразу три мировые религии.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎