Шоссе Р99 начинается в центре Барановичей и, пройдя по касательной три райцентра, упирается в государственную границу с Польской Республикой. Слоним и Волковыск с этой дороги пассажир автобуса на Белосток увидит только издалека, а вот Зельву рассмотрит чуть ближе. Небольшому поселку городского типа не построили объездную, поэтому весь транзит идет непосредственно через населенный пункт, пусть и по “спальной” окраине. Здесь даже есть автостанция и заправка, так что многие останавливаются на перекур и чашку кофе.
Зельва очень маленький райцентр, где-то в самом конце списка, если отсортировать его по численности населения. В поселке проживает всего 6600 человек, а значительная их часть в спальном микрорайоне, примыкающем к автостанции.
Небольшой магазин экзотической сети Zakrama, той самой, с которой начался ритейл-бизнес “Юнифуда”. “Юнифуд” помимо нее владеет брендами “Алми” и Spar, но старт на белорусском рынке оформился с двух точек Zakrama. Сейчас торговая марка используется для немногочисленной группы магазинов у дома в основном в Гродненской области, единственный маркет в Минске был переделан в пилотный Spar на Партизанском проспекте.
Основными улицами квартала являются Октябрьская и Шоссейная. Но это не полноценные улицы с автомобильным движением, скорее внутриквартальные проезды. В крупном городе им бы даже не дали название.
Не удивительно, что в поселке нет зданий выше 5 этажей. Да, бывают небольшие населенные пункты, где этажность пробивает “норму без лифта”, но это всегда исключение из правил. Зельва чаще даже двух- и трехэтажная.
В квартале довольно много панелек 88-й серии, наиболее распространенной в белорусской глубинке. В крупных городах она встречается реже, в мелких чаще – производили ее в основном региональные ЖБК, она простая и дешевая. Ну и страшненькая, само собой.
Душевный тарантас:
Очередной “мурал” на тему службы спасения 112 – их почему-то обожают рисовать в небольших городах и поселках:
Удивительная находка прямо посередине квартала вот этот частный дом из желтого кирпича. Ненулевая вероятность, что дом из межвоенного польского времени, если судить по типоразмеру и кирпичной кладке. Может, стоял на окраине тогдашней исключительно усадебной Зельвы и за свою основательность и крепость не снесен во время возведения квартала.
Это уже улица Победы, ведущая в центр поселка. Она же является границей спального квартала и заодно центральной магистралью населенного пункта.
Первая линия застройки:
С другой стороны:
Крупное многофункциональное здание: банк, аптека, налоговая, отдел принудительного исполнения наказаний, страховая.
Там вдалеке за ним виден и монумент Победы, являющийся центральным элементом поселкового парка. Увы, идти к нему не хотелось из-за жуткой жары и некоторой бессмысленности самого мероприятия: композиция легко гуглится в интернете и не слишком интересна.
Куда интереснее, что в поселке сложено аж две площади, причем одна перетекает в другую. Центром первой, не главной, можно считать дом культуры:
Периметральная застройка:
Ну а второй, конечно, исполком:
Ленин, к слову, скучный.
Обрамляющая застройка. Типовой универмаг:
Типовая гостиница (но редкого проекта):
Немного мелких домиков будто бы старых лет постройки, но как минимум один из них точно типовой многоквартирник первых послевоенных лет.
Еще на главной площади есть памятник коню, на картах он подписан как “Анненский конь”. Памятник символизирует место проведения Анненской ярмарки, крупного даже в масштабах ВКЛ события. Торговали на ярмарке, конечно, не только лошадьми.
Памятник скромный.
Осталось посмотреть железнодорожный вокзал. Разумеется, он у черта на куличках – так бывает слишком часто. На пути к железке:
Скучноватый Троицкий храм:
Костел Святой Троицы интереснее, но крыша из металлочерепицы полностью перекрывает ощущения:
Наверное общага… Сфоткал только ради сложной конструкции, симбиоза панельного типового каркаса с кирпичной пристройкой:
Заброшенный типовой продовольственный магазин. В таком вполне мог бы жить “Евроопт”, но, наверное, экономически нецелесообразно.
Я все еще в черте поселка, но фактически поселок остался вон там далеко на горизонте:
Станция и вокзал, разумеется, ничего особенного, однако как сделать пост про райцентр без них? 🙂