Как и почему деградировал рынок в Ждановичах

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

На двухмиллионный Минск работает всего два больших рынка: «Комаровский» и «Ждановичи». Если с первым все окей, там до сих пор лучшее мясо в городе, недосягаемого качества фрукты и овощи (но дурнецкая рыба), то второй с каждым годом все хуже. Видит бог, я был постоянным его клиентом до определенного времени, но всему есть предел. В прошлое воскресенье меня занесло в Ждановичи по другим делам, я решил пробежаться по торговым рядам и купить того-сего, однако вернулся домой практически с пустыми руками.

Бытует мнение, что рынок в Ждановичах то еще дно. Спорить с этим сложно: хаотически расположенные площадки, какие-то доисторические формы торговли в виде палаток с барахлом неизвестного происхождения, поддельные бренды, абсолютно незамотивированные продавцы и в большинстве случаев товары — страшный «китай» по качеству. Одно время на рынке работала мощная вьетнамская диаспора, торговавшая сомнительными дубленками, но те времена давно ушли — Вьетнам теперь напоминают только «Сайгоны», которые тоже — те еще кафе.

Попытки реконструировать рынок приводили к еще большему хаосу, в конце концов «Ждановичи» превратились в огромную малосвязанную неструктурированную площадку, разделенную улицей Тимирязева на две большие части. Нечетная ее сторона с «Градом», строительным рынком, «Мирами моды», «Радиорынком», продуктовым рынком и рынком зоотоваров (тихо помершем уже несколько лет как) осталась с прежним названием; четная сторона с авторынком, оптовым рынком, барахолкой, а также вещевыми рядами, рядами с овощами/фруктами и мелкооптовыми магазинами-контейнерами стала называться «Лебяжий», хотя формально все это области единого управления администрации ТД «Ждановичи».

Если по-простому — Лебяжий дешевле, «классические» Ждановичи дороже (во всем, что касается продуктов и одежды).

Так вот, с разделением рынка на две части, колбасить начало весь комплекс. Потому что (невероятно, но факт!) две площадки принялись конкурировать между собой, а итогом этой конкуренции стал проигрыш обеих. Почему? Потому что на первой завышенные цены оправдывались как бы более высоким качеством, а на второй планка качества была заведомо низкой, что сначала раздробило круг посетителей, а потом и вымыло наиболее обеспеченную часть их по другим торговым комплексам Минска, благо тех развелось за последние годы в изрядном количестве.

Сокращение числа посетителей сказалось на всем рыночном комплексе. Он начал деградировать на глазах, принялись закрываться многочисленные торговые точки, в опалу попал владелец рынка, приходили и уходили экономические кризисы, затем индивидуальные предприниматели получили свою порцию юридического давления в связи с изменениями в законодательстве…

В общем, в какой-то момент стало очевидным, что два рынка под единой крышей мешают друг другу. И тогда администрация «Ждановичей» принялась совершать еще более нелогичные шаги :) В прессу раз за разом вбрасывались слухи о скором переносе овощного рынка в «Лебяжьем» сначала в Хатежино, потом в Таборы. Характерно, что во всех вбросах фигурировали очень короткие сроки выноса: буквально, «мы уже начали земляные работы, собирайтесь» — и ни разу это ничем не заканчивалось.

Понятно, что земля под «Лебяжим» используется нерационально. Застрой ее дурацкими «Мирами моды», стрижка денег с торговцев пошла бы куда веселее.

Но и это еще не все. Если продавцы одежки со «старой» стороны еще могли как-то конкурировать меж собой, аппелируя к «качеству товара» (так как на «Лебяжьем» «совсем-совсем китай», а в «Ждановичах» просто «китай»), то что было делать лоткам с фруктами и овощами? Они-то во всем городе более или менее одинаковые — оптовых поставщиков в нашей стране раз-два и обчелся!

И тогда администрация решила запретить торговлю овощами на Лебяжьем в выходные дни. Полная победа!

К счастью, дурацкий запрет просуществовал совсем недолго, но его хватило, чтобы «отключить» меня от рынка, расположенного всего в трех остановках от дома.

Да, в «Лебяжьем» продавали фрукты и овощи хорошего качества. Поверьте человеку, который в этом разбирается: получше 99% ассортимента гипермаркетов и супермаркетов. Не чета «Еврооптам», «Рублевским» и даже «Короне». На рынках — лучшие овощи и фрукты этой страны, в том числе ими торгуют в «Ждановичах». Точнее, уже почти не торгуют.

Тем временем количество покупателей продолжало падать, в какой-то момент их стало на всех не хватать, и точки принялись закрываться одна за другой. Летом в «Лебяжьем» еще кой-чего можно найти, но в межсезонье, когда только-только разрешается торговать на открытом воздухе, хоть шаром покати. Не лучше дела на «старой» части, где остался работать полупустой продовольственный рынок. На открытых рядах всего несколько лотков, в закрытой вовсе один (!). Пока еще действует годная точка маринадов и разносолов, еще не все потеряно в мясных отделах, но в целом «Ждановичи» представляют собой учебник о том, как не надо управлять потребительским спросом.

Рынок должен был решить все сам — в широком смысле рынок. Ручное управление довело «Ждановичи» до полной разрухи.

Всем привет!

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!