Поездка по самому глухому из населенных мест Беларуси

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Удивительно, но при небольших размерах Беларуси есть в нашей стране настоящие медвежьи углы. На ум, конечно, приходит комплекс Ольманских болот на юге — огромная безлюдная территория, непригодная для постоянного проживания. На десятки километров ни дорог, ни людей. Если же ориентироваться на освоенные земли, то по ряду характеристик наиболее глухим углом Беларуси можно считать восточную часть Россонского района Витебской области. Места настолько дремучие, что в некоторые деревни рейсовый автобус приезжает всего дважды в месяц. Что ж, сегодня прямо королевский выпуск моей любимой рубрики «Бешеной собаке семь верст не крюк». Из Беларуси, в которой вы вряд ли когда-нибудь побываете.

Наша поездка заняла несколько часов, так как выбрали мы не самый оптимальный маршрут и не лучшие дороги в районе. В Россонском районе в принципе с дорогами не очень хорошо: например, транзитная трасса Р132, кое-где «отремонтирована» песком, а на значительном участке у границы с Россией и вовсе грустная грунтовка. Надо сказать в Беларуси это не частое явление — грунтовое шоссе категории Р.

Но ладно, наш маршрут включал еще более интересные участки. Мы планировали выехать из города на восток и свернуть на развилке к деревням Межево и Харитоново — одним из немногих в стране, где рейсовый автобус проезжает всего дважды в месяц. Затем вернуться к Р132 в районе деревни Горбачево и уйти на юг по Н3402 до агрогородка Краснополье. После по Н3404 добраться до станции Дретунь на железной дороге Полоцк — Невель — Великие Луки, а оттуда уже поехать в Новополоцк на постой.

Карта поездки выглядела так:

Снимок экрана 2017-08-19 в 14.38.39

Снимок экрана 2017-08-19 в 14.39.30

Накануне мы переночевали в местной гостинице, рассказ о которой вышел вчера, и около 10 утра взяли курс на глушь. Россоны — тихий и безлюдный поселок: ни машин, ни прохожих. Все на работе (у кого она есть).

dav

В Россонах время застыло, об этом постоянно попадаются напоминания:

dig

А вот и выезд на саму трассу Р132, по которой нам нужно проехать до развилки на Межево:

dig

Шоссе в нетипично плохом для Беларуси состоянии. Латка на латке, а нередко и «песочный ремонт». Благо нет встречных машин.

dav

sdr

dav

А вот и развилка. Главная уходит правее, на Межево надо взять левее.

sdr

dav

Как я уже писал выше Межево и Харитоново — одни из немногих белорусских деревень, куда автобус ходит по минимальному краю государственного социального стандарта — всего 2 раза в месяц. Это не единственные населенные пункты в стране, находящиеся в таком положении (я знаю еще как минимум о двух направлениях), однако сама по себе ситуация крайне редкая.

Дорога до Межево — хорошо укатанная грунтовка, правда, очень узкая. Иногда — с кусками асфальта.

dav

dav

sdr

Мне было интересно взглянуть на табличку с расписанием на остановке, но реальность оказалась прозорливее — расписания просто не было. Наверное, если автобус сюда приходит лишь пару раз в месяц, его несложно запомнить.

dav

Поехали до следующей деревни:

sdr

А там то же самое :)

dav

dav

Зато встретилась почтовая «буханка», что было довольно неожиданно.

dig

В какой-то момент дорога пошла по красивому сосновому лесу:

sdr

Ну а после вышла в крупную деревню Горбачево, слившись с трассой Р132. Проехали мы по деревне всего километр и вновь ушли в сторону, на этот раз на юг по дороге Н3402.

dav

dav

dig

Внезапно мы сошли с маршрута, попав на лесную дорогу, размытую дождями и заросшую местами бурьяном. Трудно представить, но вот это тоже входит в систему общегражданских шоссе Беларуси под нумером Н3424:

dav

Пришлось развернуться и продолжить дзен. Изредка мы проезжали деревушки и даже видели людей, но этот угол Беларуси на самом деле очень глухое место. Чувствуется оторванность от «Большой земли», класс.

dav

dav

dav

Я ожидал от агрогородка Краснополье (не путать с одноименным поселком в Могилевской области) чего-нибудь интересного, но самым интересным оказалась старая водонапорка на окраине, поэтому Краснополье мы проскочили почти без остановок и вывернули на дорогу до Дретуни. Она оказалась асфальтированной на небольшом участке.

sdr

dav

Пересечение с Бологое-Полоцкой железной дорогой, ныне находящейся в упадке:

dav

dav

Все, Дретунь — это уже цивилизация. Покрашенные заборчики, станция, даже рабочий поезд под паром. Затерянности в безвременье и пространстве больше не ощущается. Цивилизация!

dav

dav

dav

dav

dav

dav

Ну а отсюда мы уехали в Новополоцк.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎