К востоку и юго-востоку от МКАД лежат обширные столичные земли, фактически являющиеся резервом города на будущее. Огромная территория, сопоставимая по площади с половиной города внутри кольцевой дороги, пока практически не используется. Единственный крупный проект «Зеленая Гавань» от «А-100 Девелопмент» формально относится к Минскому району и агрогородку Колодищи, хотя это анклав внутри столичной территории. Не так давно стало известно, что город решил вернуться к реализации района Зеленый Бор (не путать с одноименным комплексом того же «А-100 Девелопмент» в Лесном), который будет нанизан на новую трассу в аэропорт. Эта дорога станет основой планировочной сети, имеющей значение и для Колодищей, и для «Зеленой Гавани». Сегодня я предлагаю посмотреть на трассировку шоссе, новых улиц и развязок в этой части города.
Что за земли к востоку от Минска? Речь об этой территории:
Она была присоединена к городу в 2012-м году как раз для строительства Зеленого Бора, но город тогда так и не смог переварить столь большой кусок. Микрорайон был отложен под сукно в связи с высокой стоимостью прокладки инженерных сетей, тем более, что в Минске еще были кое-какие участки под строительство многоэтажек. Теперь, видимо, нет совсем.
И до присоединения, и после шли разговоры о необходимости прокладки магистрального шоссе в аэропорт по южной границе Колодищей и северной границе Бора. Эта дорога задумана еще несколько десятилетий назад, а начаться она должна от улицы Ваупшасова, то есть наконец пересечет МКАД и пойдет дальше. Я обвел красным место, где Ваупшасова должна получить развязку с кольцевой — дальше на схеме она обозначена фиолетовым цветом:
В самом узком месте, где анклав «Зеленой Гавани» расположен ближе всего к Колодищам, на трассе будет сооружена еще одна развязка, которая позволит жителям всех окружающих жилых массивов в бессветофорном режиме поворачивать к своим домам:
Помимо этого, получит развязку и существующая дорога в «Зеленую Гавань», которая выходит с внешнего кольца МКАД. Улица Нестерова будет продлена непосредственно к кольцевой и по эстакаде перейдет через нее:
Почему я перечеркнул схему будущего «Бора» на скриншотах? Да, он там и расположится, однако уличная сеть будет выглядеть совсем иначе, поэтому и перечеркнул. Кроме того, «Бор» и Гавань будут сепарированы, между ними не запланировано пешеходных связей.
Общий план осваиваемой территории. Красным овалом обведена площадка «Гавани»:
Тут хорошо видно, что «Зеленый бор» восточнее «Зеленой Гавани» теперь получил абсолютно другую планировку, нежели это задумывалось в 2012-м году:
Раньше, когда только началось обсуждение развития Минска на восток, циркулировали фантазии о прокладке через территорию трамвайной линии до аэропорта, железной дороги и бог знает, чего еще. На данный момент эти планы перестали быть даже фантазиями.