В последнее время в прессе довольно много публикаций про так называемые «иловые карты» под Минском — это такие специальные пруды-отстойники, куда свозится осадок после очистки сточных вод на станции аэрации. Чистая вода возвращается в природу, отходы крупных фракций измельчаются и утилизируются, а вот ил остается. Его конкретно много, хотя сама по себе эта проблема не на первом месте: в конце концов финальный ил может даже использоваться в качестве органического удобрения, правда, о сложившейся практике в Беларуси я не знаю (например, в России таковое использование напрямую запрещено законом вследствие превышения норм содержания свинца, поэтому возник даже теневой рынок его сбыта и врезки в илопроводы очистных сооружений от дачных товариществ — тотальная дичь, о которой вам лучше не знать!). Первейшая проблема в устаревшей технологии обезвоживания ила, представляющая из себя наполнение гигантских резервуаров и удаление влаги из них естественным путем. Эти резервуары под Минском занимают поразительные площади и густо попахивают на километры вокруг.
Иловые карты около деревни Синело под Минском формируются уже полвека. Сейчас их количество выросло до 18 штук, причем прием осадка идет только в один царь-пруд размером с маленькое феодальное княжество. Построили его совсем недавно, а до введения в эксплуатацию новые порции столичного дерьма приходилось сгружать в старые емкости, технологически для этого, кажется, не приспособленные.
Впервые я унюхал Синило пару лет назад еще до введения восемнадцатого отстойника, проезжая по местной трассе, петляющей между иловых карт. Этот запах не перепутаешь ни с чем. Он не резкий, но крайне специфический. Без сомнения, запах из спектра запахов дерьма, но с заметным смещением куда-то в сторону относительно обычного сельского сортира.
Пруды:
Каждый день сюда приезжают самосвалы, доверху наполненные вкуснямбой, оставшейся после первичной и вторичной очистки на станции аэрации в промзоне Шабаны. Я же приехал на рейсовом автобусе №342 и вышел на остановке «Колядишки». Разумеется, кроме меня больше не вышел никто.
В общем-то, я был морально готов расстаться с обедом прямо на остановке, но воздух был чист, свеж и по-весеннему бодрящ.
Что ж случилось? Где вонь?
Пару раз этот жуткий смердеж доставал меня даже в вагоне поезда, проезжающего по гомельскому направлению, хотя станция Михановичи находится в нескольких километрах от карты.
В непосредственной близости от отстойников работает дробильно-сортировочный завод «Волма», производитель всяких строительных материалов. Выглядит крипово, хотя меня больше волнует, каково здесь трудиться.
Буквально на противоположной стороне шоссе посажен тот самый 18-й пруд, пока даже не пруд, гигантский «колизей», уже налитый дерьмом на донышке.
Итак, с разных сторон «колизея» сделаны подъезды-сбросы. К ним задом подъезжают самосвалы и сгружают по бетонным склонам все, чем богата столица. Чаша должна по технологии заполниться до какого-то уровня, затем пересыпана землей, затем заполняться дальше. Хватит ее на много лет.
Запах от нее идет, хотя за меня в день поездки играл ветер, задувающий с противоположной стороны. В общем, почти не воняло.
Вот грузовик спешит с кубометрами добра на сброс:
Но приглашаю пройти дальше! Дальше лежат старые пруды, уже наполненные водой и формально не эксплуатируемые. Их задача по итогу полностью зарасти деревьями. Именно с ними были связаны волнения местных жителей, так как по их словам в какой-то момент к прудам вернулись самосвалы с дерьмом.
Свиду хозяйство смахивает на обычные промысловые пруды, но что там творится внутри, бог его знает… Рыба, кстати, скорее всего живет, как живут птицы, в том числе лебеди.
От старых прудов запах действительно идет сногсшибательный, иногда его возможно терпеть только прикрывая нос курткой.
Прудов много, источают они ароматы неравномерно.
Ближе всего можно подойти к пятому, хотя при желании хоть купайся. Проволокой огорожены, только вот ворота открыты.
Самое страшное, что у прудов вынуждены жить люди. Говорят, летом невыносимо. С введением 18-го пруда, может, полегче, не знаю.
Ближайшие дома стоят в 800 метрах:
Но в Синело люди даже строятся!
Я поехал, короч.