Чунцин это муниципалитет центрального подчинения (чжисяши), высший административно-территориальный статус в Китае. Таких муниципалитетов всего четыре: Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин. Формально Чунцин является крупнейшим городом планеты с населением более 32 миллионов человек, но в Китае это понятие определяется иначе. Есть муниципалитет, местная власть типа нашего Мингорисполкома, однако ее полномочия распространяются не только на территорию с непрерывной многоэтажной застройкой (как Минск), а и земли по соседству (Чунцин по площади как Минская и Витебская области в сумме). В общем, этот чжисяши велик, необычен, суперплотен, важен и даже не чужд нам: его район Юйбэй установил побратимские связи с Минским районом в 2019-м году. Так вышло, что именно в Чунцине Китай решил построить по некоторым параметрам крупнейший вокзал планеты, вокзал-ответ на задачу 8+8, поставленную перед трущямися КНР. К решению приступить!
В 2004-м году китайское правительство разработало план 4+4: построить сеть из четырех горизонтальных и четырех вертикальных опорных скоростных железных дорог, должных к 2020-му соединить почти все административные регионы страны верхнего уровня. По этому плану Чунцин хоть и становился частью системы, но ключевой роли не играл. Город получил новые вокзалы Западный и Северный вместо устаревшего Центрального, и этого хватило на несколько лет развития.
Но Китай продолжает урбанизироваться и богатеть, а реформы в системе хукоу подстегнули спрос на внутренние перемещения. То, сколько в стране временно перемещенных трудовых мигрантов, вы видели на фотографиях переполненных вокзалов во время крупных государственных праздников. Люди стремятся вернуться к родным, например, на новогодние, и этих людей даже не десятки, а сотни миллионов. Сотни миллионов.
Это, кстати, ответ на вопрос, зачем Китай строит настолько огромные вокзалы. А вот зачем:

Программа 4+4 выполнялась быстрее, чем было запланировано, в том числе как реакция на растущий спрос. Уже в 2016-м она была расширена и дополнена до 8+8. Так в итоге будет выглядеть сеть высокоскоростных железных дорог:

А место в ней Чунцина с периферийного становится одним из самых важных в системе. Вот он:

Но это высокоскоростные линии. Есть еще и обычные, и локальный пригород — в общем, всего город должен принять 17 направлений. На специализированной карте железных дорог Чунцин выглядит так (пунктиром обозначены еще строящиеся ветки — почти все они красного цвета, то есть «быстрые»):

Тогда же в 2016-м был проведен анализ складывающейся транспортной ситуации и разработано обоснование планирования нового Восточного вокзала. Окончательное решение принято в 2018-м, на следующий год определено месторасположение, а к 2021-му разработан детальный проект.
И тут надо сделать два важных отступления перед тем, как пойдут слайды со стройки.
Чунцин-Восточный — это не просто вокзал, а то, что в градостроительной среде называется ядром транзитно-ориентированного развития территории (TOD). Эта концепция предполагает, что в районе создается крупный транспортный узел, привлекательный своим комфортом и доступностью, и поощряется передвижение пешком или средствами персональной мобильности от ядра вглубь, в то время как полностью ограничено или дискриминируется передвижение на автомобиле. Кроме того, TOD это обязательно «разношерстная» застройка: жилье, офисы, здания общественного назначения и проч.
Второе. Чунцин имеет сложнейший рельеф местности и не зря называется городом перевернутых небоскребов. Жаль я потерял ссылку на классный ролик, где местный житель показывает свой обычный путь до офиса — он преодолевает невероятное количество лестниц, мостов, эскалаторов, каких-то галерей, призванных сделать передвижение по городу более удобным. В общем, Чунцин такой весь.
Таким образом для строительства нового вокзала пришлось срезать огромный объем грунта и скал, выровняв площадку.



Общий объем застройки терминала, включая торговый центр, выставочный центр, конференц-залы, офисы, жилые апартаменты, гостиницы, станции метро и городских автобусов, а также, собственно, зала ожидания, досмотра, платформы и пути составил 1,22 миллиона квадратных метров, что с нахлестом делает Чунцин крупнейшим вокзалом планеты.
Бурили землю какими-то особо крепкими бурами из-за особенностей местных пород:

Проектированием и строительством вокзалов в Китае занимаются государственные компании, а в случае с Чунцином-Восточным на помощь пришли также роботы и дроны, позволившие уменьшить число рабочих на 20% и, как написано в одной из статей в китайской прессе, минимизировать число тепловых ударов (видимо, это какая-то серьезная проблема в строительной отрасли страны).



Описание центральной художественной линии в оформлении станции звучит поэтично: «Горы и реки, простирающиеся на тысячи миль, и возвышающиеся баньяны». Баньян, если что, это фикус, но не тот, что стоит на вашем окне, а фикус бенгальский или гигантский, массово произрастающий в тамошних местах.


В самой широкой части крыша имеет пролет 538 метров, весит она 16 тысяч тонн и была смоделирована на компьютере до начала резки металла:





Готовая крыша:


Зал ожидания имеет площадь более 100 тысяч «квадратов» и это неплохо коррелирует с торговым центром «Замок» в Минске, сумма всех площадей которого включая паркинг 99 тысяч.





Чунцин-Восточный имеет 29 рабочих путей, сгруппированных по направлениям и классам прибывающих и отправляющихся поездов. Всего в сутки через него должно проходить 226 пар поездов и 289 в перспективе. Пассажиропоток же расчетный на ближайшую перспективу 280 тысяч человек и 320 тысяч в некоем будущем. Для Китая и тем более соседней Японии это немного — вот почему Чунцин-Восточный хоть и велик, но не велик по всем параметрам.

Более того, даже в Китае это не самый большой вокзал в части зала ожидания и числа путей. Он самый большой в Китае и мире как объект TOD — вот что. Возможно, самый дорогой (7,8 миллиарда долларов включая подходные пути) и очень-очень быстро построенный (менее трех лет), уточнить не получилось.
Однако же Чунцин-Восточный открывает новую главу в истории железной дороги. Современный, сокрушительно прекрасный, соответствующий духу эпохи.
